акты международной унификации права, акты международной унификации, международная унификация права, унификация норм международного права, унификация международного права, унификация в международном праве это

Акты международной унификации права

Одним из центральных элементов исследования современной тематики международного торгового (коммерческого) права является изучение уже весьма богатого материала, составляющего акты международной частноправовой унификации.

Частично об актах международной унификации права мы уже вспоминали в некоторых прежних публикациях.

Сегодня мы бегло обозрим четыре новейших акта данного типа, унифицирующие общую часть договорного и обязательственного права, а именно:

[1] Принципы УНИДРУА международных коммерческих договоров (в ред. 2010 г.),

[2] Принципы европейского договорного права (1998-2003 гг.),

[3] Свод принципов, правил и требований lех mercatoria СЕНТРАЛ (2008-2013 гг.), а также

[4] Принципы, определения и модельные нормы европейского частного права — ОСЕК (2009 г.).

При том, что все эти четыре акта стремятся к достижению одних и тех же целей, отталкиваясь от практически идентичных правовых позиции, каждый из них обладает своими, только ему присущими содержательными особенностями.

Все они обладают рядом общих черт, которые объединяют их в источник одного рода (типа).

Эти общие черты лежат, главным образом, в сферах (1) юридической силы, (2) внешней формы, (3) процесса их создания (разработки и принятия) и (4) применения.

Чтобы даже самый совершенный по содержанию и по уровню юридической техники документ не остался всего лишь письменным памятником юридической мысли, он должен работать, разрешая проблемы, с которыми сталкиваются участники международных экономических операций в силу различий в содержании национальных правовых норм.

Изложенное особенно важно для унифицированных правовых текстов, не обладающих правовой силой, аналогичной силе международных конвенций и других значимых соглашений.

Это и есть характеристика главной специфической черты, которая предопределяет выделение актов международной частноправовой унификации в особую группу источников международного торгового права, да и вообще источников права в целом.

Данные замечания позволяют выделить и описать условия, которым должны отвечать акты частноправовой международной унификации для того, чтобы не остаться просто очередными памятниками правотворчества.

Такими условиями должны быть:

  • содержательный универсализм унифицированных норм, позволяющий применять их в странах-участницах различных правовых систем;
  • их содержательная целесообразность и гибкость, обеспечивающие оптимальность применения (приспособляемость) в различных обстоятельствах, и, наконец,
  • общепризнанный профессиональный авторитет принявших их организаций и даже конкретных физических лиц — инициаторов появления таких актов и их разработчиков.

Только так те предписания, которые сегодня широко известны под названием норм «мягкого права», несмотря на свою «мягкость» (юридическую необязательность), все же остаются нормами права (то есть применяются в реальной жизни).

Унификация в международном праве – это и есть тот инструмент, благодаря которому такие нормы не теряют своей жизнеспособности.

В следующих публикациях мы проведем общий сравнительный обзор четырех актов частноправовой унификации общей части материального договорного и обязательственного права, которые относятся как раз к разряду именно таких — формально «мягких», но по существу строго юридических — документов.

Показателем высоты, на которую уже поднят завоеванный ими международный авторитет, может служить тот факт, что некоторые из положений этих актов принимаются в качестве руководства не только частными лицами в своих договорных отношениях и не только международными коммерческими арбитражами при разрешении споров (что и само по себе уже немало), но и целыми государствами в деле усовершенствования своего национального законодательства, а также государственными судами.

Унификация норм международного права

Принятие УНИДРУА Принципов международных коммерческих договоров в 1994 г. придало новый импульс развитию теории lex mercatoria, поскольку сделало правила, касающиеся различных аспектов международных коммерческих договоров, более конкретными и четкими.

Многие судебные решения, главным образом арбитражные, опираются или ссылаются на принципы УНИДРУА как основные начала права международных коммерческих договоров в тех случаях, когда стороны не выбрали подлежащего применению национального законодательства, в качестве средства для уяснения смысла национального законодательства, а также при отсутствии соответствующей нормы в применимом национальном законодательстве.

Оле Ландо — руководитель группы, разработавшей один из интересующих нас актов частноправовой унификации — Принципы европейского договорного права — вообще называет акты мягкого права «источником вдохновения для законодателей».

Триумфальное шествие актов частноправовой унификации тем более поразительно, что истории практически неизвестно удачных попыток унификации общей части договорного и обязательственного права с помощью международных договоров — инструмента, на первый взгляд гораздо более традиционного и понятного, но при ближайшем рассмотрении — более жесткого и оттого не всегда удобного.

акты международной унификации права, акты международной унификации, международная унификация права, унификация норм международного права, унификация международного права, унификация в международном праве это

О степени этой жесткости и этого неудобства позволяет судить хотя бы тот факт, что тот единственный международный договор, который можно считать исключением из общей цепи неудач — Конвенция ООН о договорах международной продажи товаров 1980 г., — разрабатывался и согласовывался в течение 50 лет тремя крупнейшими международными организациями — Гаагской конференцией по МЧП, УНИДРУА и ЮНСИТРАЛ, а необходимое количество ратификаций «накапливал» еще почти полтора десятилетия.

Полвека «с хвостиком» — слишком большая роскошь для динамично развивающегося современного общества.

Когда не могут договориться правительства, использование именно мягкого права, рекомендательного по своему применению, может способствовать достижению консенсуса более быстро и эффективно, поскольку участники процесса заинтересованы во взаимном развитии и добровольном исполнении разработанных ими правил.

Предрасположенность стран к тому, чтобы руководствоваться все-таки актами частноправовой унификации, а не международными договорами, объясняется, по-видимому, не только тем, что для этого не требуется соблюдения особых процедур типа подписания, присоединения и ратификации «на входе» и при изменении, денонсации «на выходе».

Государства не принимают на себя обязательств по их соблюдению, что всегда удобно — в случае чего от практики следования актам международной унификации договорного права или международной унификации обязательственного права всегда можно отказаться.

Главное же заключается в том, что нормы этих актов взялись не на пустом месте, а стали плодом осмысления и обобщения правил, давно признанных в странах с различными правовыми системами.

Ведь далеко не случайно, что все акты частноправовой унификации в интересующей нас области несут в своих заголовках тренд «принципы» — то есть содержательно наиболее абстрактные, но вместе с тем и универсальные положения.

Большинство норм-принципов, содержащихся в актах частноправовой унификации, никак не смогут стать «неожиданностью» для стран, принимающих их на вооружение.

Понятие общих принципов не является новым словом ни для гражданского, ни для коммерческого права — они всегда были и сохраняются не только во всех национальных кодификациях, законах и международных договорах, но и в судебной практике, которой в отсутствие подлежащей применению нормы просто не на что опереться, кроме общих принципов.

Тем лучше. Чем более это замечание соответствует действительности — тем сильнее облегчается, ускоряется (а значит, в целом упрощается и становится более эффективным) процесс государственного признания и принятия актов частноправовой унификации.

Итак, в области общих положений договорного и обязательственного права основополагающих таких актов если и не общемирового, то, по крайней мере, европейского значения, существует четыре.

Их детальный разбор мы предпримем в следующих публикациях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *