Ценовой фактор инфляции, или причем тут ОПЕК

ценовой фактор инфляции, инфляция спроса, инфляция издержек, ценовая конкуренция, неценовая конкуренция

Ценовой фактор инфляции стимулирует инфляцию спроса и инфляцию издержек.

При этом инфляционный и неинфляционный рост цен идут рука об руку, взаимно усиливая друг друга.

Общее повышение цен ведет к увеличению потребности хозяйственного оборота в деньгах, поскольку наблюдается рост общей суммы цен на товары. Это и есть инфляция спроса.

Теневые соглашения монополистов в обход антимонопольного законодательства о совместной ценовой стратегии на рынке создают предпосылки для повышения цен.

Основными аргументами в споре с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) служат:

На монополизированном рынке, каковым является российский, цены производителей, как правило, обгоняют общий уровень.

Этому способствует ценовая политика и механизм ценообразования в стране, основанный на принципе копирования цен лидера рынка.

Между монополиями и потребителями зачастую маячат тени посредников, деятельность которых напрямую влияет на рост цен.

Неценовая конкуренция также вносит свою лепту в «общий котел» ценовых факторов инфляции, поскольку ведет к росту издержек, перекладываемых на цены.

В первую очередь к неценовой конкуренции относится изменение качества и ассортимента товара (продукция, услуги). Во вторую — изменение условий продажи и рекламы.

К стимуляторам инфляции издержек можно смело отнести административное регулирование деятельности субъектов рыночных отношений.

Под административным регулированием подразумевают, помимо прочего, барьеры, возводимые перед бизнесом.

Это может быть все, что угодно, что в той или иной степени ведет к увеличению транзакционных издержек в бизнесе.

Например, дробление и сокращение сроков действия лицензий, изменение и усложнение процедур регистрации и отчетности и прочее в том же духе.

Ценовой фактор инфляции в действии

Примеров ценовых факторов инфляции в реальной жизни более чем достаточно.

Уже «классикой жанра» стал пример повышения цен странами ОПЕК на нефть, потянувшего за собой кризис в США и Западной Европе в 1973-1974 гг.

Издержки стран-экспортеров тогда не увеличились. Налицо имел место обычный картельный сговор.

В том примере были пострадавшие, но встречались и выигравшие!

ценовой фактор инфляции, инфляция спроса, инфляция издержек, ценовая конкуренция, неценовая конкуренция

К выигравшим, помимо стран членов ОПЕК, можно было отнести Канаду, в которой традиционно себестоимость добычи нефти составляла около 54 долларов за баррель, и Норвегию, имевшую примерно те же показатели себестоимости.

С повышением цены на нефть, ее добыча в этих странах стала более рентабельной.

Для самих США скачок цен на импортируемую нефть послужил толчком к разработке и освоению собственных месторождений в Прадхо-Бей, Купарук-Ривер, Колвилл-Дельта, Гуидир (штат Аляска).

Помимо экономических преференций от их разработки, США получили выгоду от развития штата за счет роялти, разработки других его природных ресурсов (лов и переработка промысловой рыбы, пушнины), роста населения штата.

При цене барреля ниже 40 долларов США планирует нарастить нефтедобычу до 9,4 млн. баррелей.

В этом есть свои резоны, связанные, например, с экономической безопасностью.

Как говаривали в Южном Бронксе, «если жизнь подбросила вам лимон (читай: инфляцию), то сделайте из него лимонад»!..

От инфляции, вызванной ценовыми факторами, нет универсального средства.

Векторами в работе по устранению влияния ценовых факторов на экономику являются:
[1] снижение административного вмешательства в бизнес,
[2] создание конкурентоспособной среды и
[3] контроль за соблюдением правил всеми участниками рыночного процесса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *