Термин «IPO» (читай: ай-пи-оу) уже очень давно перекочевал из англоязычной пляжной среды в наши пасмурные с прояснениями реалии.
Если вы слышали об IPO и отважно вкрапляете сие трехбуквенное сочетание в свои монологи, то от желающих пообщаться с вами, судя по всему, нет отбоя (кто же не мечтает перекинуться парой слов с эрудированным и, скорее всего, компетентным собеседником).
Лично мне участвовать в реализации процедуры IPO не приходилось, хотя кое-что на эту тему проплывало-таки мимо моего сознания.
Из наиболее устоявшихся ассоциаций могу привести, например, связку IPO – Facebook.
Благодаря слаженной работе средств массовой информации, отделить одно от другого уже года полтора немыслимо.
Как вы уже, наверно, догадались, сегодняшний разговор будет посвящен теме IPO (что такое IPO, каковы преимущества и недостатки IPO, и кое-что еще в том же духе).
Это просто теория IPO. Немного сумбурная, немного расплывчатая. И все же содержащая все, что нужно для цельного восприятия концепции IPO…
На кой ляд вам IPO?
Начнем с целей, преследуемых эмитентами на фондовом рынке. Эти цели для удобства можно сгруппировать, что мы и сделаем.
Эмитент выходят на рынок, главным образом, ради того, чтобы:
- привлечь дополнительные оборотные капиталы (самый простой способ решения – выпустить векселя либо, что предпочтительнее, биржевые облигации);
- обзавестись долгосрочными финансовыми ресурсами для последующего реинвестирования (либо за счет выпуска тех же облигаций, либо – акций);
- реализовать в полной мере принципы корпоративного управления (лучше всего за счет выпуска собственных опционов);
- сменить форму собственности либо организационно-правовую форму корпорации (эта цель достижима, пожалуй, только за счет эмиссии акций).
Как вы, наверно, уже догадались, наиболее востребованным способом достижения целей 2 и 4 является специальная процедура, именуемая сокращенно IPO (от англ. Initial Public Offering, дословно означающего «первоначальное публичное предложение»).
Какое же предложение имеется в виду?
Речь идет о выдвигаемом корпорацией неограниченному кругу лиц предложении приобрести впервые выпущенные ею акции.
Виды IPO
Процедура IPO может распадаться на две составляющие: PPO (от англ. Primary Public Offering) и SPO (от англ. Secondary Public Offering).
Процедура PPO подразумевает первичное предложение акций основного выпуска, процедура SPO – вторичное предложение акций того же выпуска (то есть акций, которые уже куплены другими акционерами).
В тех случаях, когда компания осуществляет второй, третий и последующие выпуски акций, соответствующая процедура именуется сокращенно PO (от англ. Public Offering), и она, разумеется, отличается от рассматриваемой нами процедуры IPO.
Основные отличительные особенности IPO (в противовес процедуре PO) сводятся к тому, что:
- предложение о покупке акций в рамках этой процедуры делается впервые;
- вторичный рынок выпускаемых акций отсутствует по определению, вследствие чего;
- инвесторы в процессе принятия инвестиционных решений вынуждены опираться на заключения аналитиков, а не владельцев бизнеса.
Проведение IPO доступно лишь компаниям, твердо стоящим на ногах и обладающим мощным потенциалом к росту и расширению бизнеса (типа Facebook, например).
Такие компании уже отладили все необходимые бизнес-процессы, и единственное, в чем они нуждаются, так это в дополнительных оборотных ресурсах.
Как и всякий способ финансирования инвестиций, IPO обладает ярко выраженными достоинствами, но не избавлен от некоторых недостатков, из-за которых в ряде случаев финансисты склонны предпочитать иные способы привлечения требуемых капиталов.
Преимущества IPO
К числу неоспоримых преимуществ процедуры IPO обычно относят следующие:
- возможность «естественным» образом привлекать долгосрочные финансовые ресурсы;
- пополнение уставного фонда корпорации;
- придание активам компании большей ликвидности;
- привлечение ресурсов не в долг, а «навсегда»;
- формирование положительного имиджа корпорации, возможность роста в мировом масштабе;
- признаваемая большинством инвесторов справедливость оценки стоимости компании.
Недостатки IPO
О недостатках IPO можно было бы и умолчать. Их не так уж и много, но все же, при прочих равных, о них стоит иметь представление. Итак, речь идет о:
- возможности реализации процедуры IPO исключительно открытыми акционерными обществами;
- нежелательном перераспределении долей держателей акций;
- предоставлении на общих собраниях компании права голоса вновь прибывшим акционерам;
- расходах на дивидендные выплаты;
- отсутствии стопроцентных гарантий удачного размещения готовящегося выпуска акций;
- необходимости разглашения сведений о различных сторонах деятельности компании, прежде считавшихся строго конфиденциальными.
Со списками покончили. Как видим, преимуществ и недостатков IPO примерно поровну. Думается, это неспроста.
Что такое IPO: заключение
Те, кто посмышленей, уже догадались, что процедура IPO – это, по сути, обычный «советский» выпуск акций.
Более точным синонимом данного понятия, пожалуй, является «акционирование компании».
В общем-то все, что мне сегодня хотелось рассказать об IPO, я уже рассказал.
Здесь опущена тема этапов IPO с разбором конкретных сроков и процедур, соответствующих каждому этапу.
Спасибо за доходчивое объяснение по ИПО, теперь всё понятно 🙂