Немецкое качество корпоративного управления

корпоративное управление, что такое корпоративное управление, корпоративное управление это, качество корпоративного управления, понятие корпоративного управления, понятие качества корпоративного управления

Иногда на фондовом рынке происходят удивительные вещи: при отсутствии явных внешних изменений некоторые акции начинают стремительно «набирать в весе», обгоняя в стоимости большинство своих конкурентов.

При этом и размер прибыли, и объем оборотных средств, и выручка – все остается на прежнем уровне. В чем тут дело?

Нередко причиной такого «странного» развития событий становится весьма специфический показатель — так называемое качество корпоративного управления.

Прежде чем рассуждать о качестве корпоративного управления, логичнее разобраться в том, что такое корпоративное управление вообще, какими признаками оно характеризуется, как качество корпоративного управления влияет на изменение стоимости акций…

Что такое «корпоративное управление»?

Дабы не быть многословным, отметим для себя: корпоративное управление – это научно-обоснованная система мер, направленных на обеспечение прав акционеров за счет внедрения и реализации современных принципов взаимодействия руководства (директора, наблюдательного совета) предприятия (компании, акционерного общества) с рядовыми акционерами.

Корпоративное управление ориентируется на решение проблем, неизменно возникающих в крупных компаниях, когда мажоритарные акционеры пользуются значительными ПРЕИМУЩЕСТВАМИ по сравнению с мелкими владельцами акций при получении доступа к инсайдерской информации компании.

Кроме того, корпоративное управление, по своей сути, выступает в роли ВАЖНЕЙШЕГО инструмента, способного обеспечить:

[1] прозрачность финансовой и производственной деятельности компании,

[2] гармоничное сочетание интересов трудового коллектива, рядовых акционеров, руководящей «верхушки» компании, а также

[3] взаимодействие перечисленных субъектов с внешней средой (государством, кредиторами, контрагентами и т.п.).

Корпоративное управление не подменяет, а дополняет так называемое оперативное (текущее) управление компанией, нацеленное, главным образом, на обеспечение роста ее рентабельности (прибыльности).

Корпоративное управление и цены на акции

Между качеством корпоративного управления и ценой на акции прослеживается четкая взаимосвязь.

Качество корпоративного управления ОПОСРЕДОВАННО влияет на представления инвестора о рисках вложения средств именно в данную компанию.

Чем НИЖЕ в глазах инвестора риск инвестиций, тем НИЖЕ становится ставка дисконтирования, приемлемая для инвестора, и тем ВЫШЕ в конечном итоге оказывается стоимость акций.

Увеличение уровня прозрачности компании и деятельности управленческого персонала, совершенствование качества корпоративного управления за счет пресечения фактов злоупотребления крупными акционерами и учредителями компании своими полномочиями и возможностями являются методами ПРЯМОГО стимулирования роста цен на акции.

Увеличить прозрачность компании – значит регулярно выкладывать в открытый доступ сведения о финансовых результатах компании, публиковать либо доводить до сведения акционеров иным способом ПОЛНУЮ финансовую отчетность, обеспечить соответствие этой отчетности международным стандартам и правилам.

Только так компания может заслужить доверие акционеров и инвесторов и добиться «естественного» роста стоимости акций.

Как оценить качество корпоративного управления

Наиболее эффективным способом оценки качества корпоративного управления, пожалуй, является старое доброе ранжирование…

Ранжирование компаний исходя из качества корпоративного управления могут осуществлять рейтинговые агентства, специализированные управляющие компании либо – самостоятельно — частные инвесторы.

У каждого из них может быть своя собственная уникальная система ранжирования (присвоения рейтинга), зависящая от некоторого набора признаков, подлежащих оценке, шкалы и способов присвоения оценок.

В качестве наиболее существенных показателей, которые могут или должны быть учтены при формировании рейтинга (комплексной оценки) компании с точки зрения качества ее корпоративного управления, следует назвать следующие:

[1] соответствие финансовой отчетности МЕЖДУНАРОДНЫМ стандартам;

[2] полнота и качество представления для всеобщего обозрения информации о финансовых РЕЗУЛЬТАТАХ компании;

[3] ясность и точность информации об АКТИВАХ и структуре собственности;

[4] легальность способов ВЫВОДА чистой прибыли;

[5] размеры ДОЛЕЙ, приходящихся на акционеров, их взаимное соотношение;

[6] порядок и практика выплаты дивидендов;

[7] факты НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ или злоупотреблений со стороны менеджмента компании;

[8] справедливость обеспечения УЧАСТИЯ рядовых акционеров в принятии и реализации управленческих решений;

[9] наличие либо отсутствие фактов рейдерского ЗАХВАТА долей в уставном фонде предприятия

[10] ИНЫЕ факты, свидетельствующие о недобросовестности управленческого персонала компании.

Качество корпоративного управления: заключение

Стоимость акций может резко возрасти от совершенно неочевидных обстоятельств.

Одной из причин такого развития событий является качество корпоративного управления.

Регулярное совершенствование качества корпоративного управления отражает современные тенденции развития бизнеса вообще.

Существует четкая связь между тем, насколько качественно осуществляется корпоративное управление, и ростом стоимости управляемого таким образом бизнеса (а, значит, и отдельных его частей, то есть акций).

Для количественной оценки качества корпоративного управления обычно адаптируются специальные рейтинги, эффективность которых зависит от количества используемых критериев и способов ранжирования.

Лучше, конечно, если к разработке рейтинга будут привлечены специалисты в области финансов и инвестирования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *