Кому нужна монополистическая конкуренция?..

монополистическая конкуренция, что такое монополистическая конкуренция, монополистическая конкуренция это, понятие монополистической конкуренции, монополистическая конкуренция является, рынок монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция является промежуточным вариантом развития рыночной экономики, счастливо сочетающая в себе черты монополии и рынка совершенной конкуренции.

Вполне справедливо считать монополистическую конкуренцию «золотой серединой», наиболее полно удовлетворяющей чаяния потребителей, в силу чего эта модель рыночной экономики имеет весьма обширное распространение на всех широтах и континентах.

Наша цель на сегодня – разобраться в специфических чертах такого понятия, как «монополистическая конкуренция», и усвоить его содержание сквозь призму конкретных примеров рынков монополистической конкуренции.

А начнем мы с ответа на сакраментальный вопрос…

…что такое «монополистическая конкуренция»?

Если углубиться в суть данного понятия и попытаться дать ему определение, то последнее можно сформулировать примерно так: монополистическая конкуренция – это специфическая модель представленных в экономике рыночных отношений, отвечающая следующим требованиям:

[1] ограниченное число предприятий-производителей,

[2] производство широкого спектра продукции, и

[3] ограниченное (контролируемое) ценовое регулирование.

Особенностью рынка монополистической конкуренции – будем оптимистичны — является принципиальная невозможность «тайного сговора» и заключения нелегитимных соглашений между крупными игроками рынка относительно передела сфер влияния в отдельных сегментах экономики.

Указанная особенность сближает данную модель рыночных отношений с рынком совершенной конкуренции.

Причиной такого положения вещей является наличие достаточно большого количества конкурирующих между собой субъектов хозяйствования, преследующих свои собственные финансовые интересы.

Рынки монополистической конкуренции

Известна одна закономерность: монополистическая конкуренция возникает, как правило, на рынках с хорошо устоявшимися торговыми традициями и длительным периодом развития (то есть на ТРАДИЦИОННЫХ рынках).

Наиболее ярко монополистическая конкуренция представлена в:

[1] сфере услуг (парикмахерские, интернет-кафе, салоны красоты, заправочные станции, химчистки и т.п.),

[2] пищевой отрасли (рынок мясных или молочных продуктов, шоколадных батончиков или жевательных резинок, газированных напитков или любой другой обособленной группы товаров),

[3] легкой промышленности (рынок стильной повседневной одежды, спорттоваров, зимней обуви известных брэндов и т.д.).

Почему именно на этих рынках?

Здесь очень хорошо выражены вкусовые предпочтения покупателей.

Например, затронем рынок шоколадных батончиков.

Рынок представлен сотнями производителей, поставляющих качественную продукцию широченного ассортимента, позволяющего удовлетворить самые изысканные предпочтения: «Сникерс», «Марс», «Баунти», «Твикс» и иже с ними.

Очевидно, что многие покупатели уже определились со своими вкусами и поэтому чаще покупают, например, «Сникерсы», нежели другие виды шоколадных батончиков.

Между тем, если цена на «Сникерсы» неожиданно подскочит вверх, такие потребители безболезненно переориентируют свои предпочтения на батончики других видов.

Разумеется, цена – это не единственный фактор, формирующий покупательскую привлекательность товара.

Не менее ценной в этом смысле может оказаться упаковка товара, лучшие условия обслуживания клиентов или, например, гибкая система скидок.

Чем больше на рынке представлено производителей, тем выше степень его сходства с рынком совершенной конкуренции.

Надо, однако, понимать, что на рынках монополистической конкуренции (в соответствии с фундаментальной диспропорцией 80/20) на незначительное меньшинство компаний приходится львиная доля выручки.

И хотя по факту они действуют в условиях жесткой конкуренции, «подвинуть» их с рынка практически невозможно…

Вхождение на такие рынки явными барьерами не обставлено, однако всегда следует отдавать себе отчет в том, что на них придется неминуемо столкнуться с высокой (выше среднего) конкуренцией, обусловленной заполненностью рынка производителями аналогичной продукции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *