Что такое «монополия»?

монополия, естественная монополия, чистая монополия, государственная монополия, открытая монополия, закрытая монополия, что такое монополия, монополия это, понятие монополии

Постараюсь в двух словах объяснить, что такое «монополия». Это понятие используется для описания одной из моделей рыночной экономики.

Впервые с данным понятием – монополия (от греческих μονο — один и πωλέω — продаю) – нас знакомят уже в школе, поэтому тянуть кота за хвост не стану, а сразу перейду к его, так сказать, вербальному препарированию.

Итак, (чистая) монополия – это специфическая модель рыночной экономики, которая характеризуется ТРЕМЯ признаками, свидетельствующими о том, что на рынке имеет место быть: [1] ОДИН производитель, [2] УНИКАЛЬНЫЙ товар, [3] жесткий КОНТРОЛЬ за ценами со стороны производителя.

Предприятие-производитель в данном случае будет именоваться монополистом (нередко, по сложившейся традиции, для обозначения предприятий-монополистов задействуется термин «монополия»).

Виды монополий. Естественные монополии

Принять различать три основных вида монополий, отличающихся по условиям их возникновения:

[1] естественная монополия,

[2] государственная монополия (другое название – закрытая монополия),

[3] открытая монополия.

Ежели технологически или по другим причинам экономически выгоднее и с точки зрения конечного потребителя эффективнее пребывание на рынке лишь одного крупного производителя, принято вести речь о естественной монополии.

Естественные монополии складываются сами по себе, без вмешательства государства, в силу сложившихся исторических и экономических условий.

Типичными примерами естественных монополий являются организации водоснабжения, коммунальные предприятия, железные дороги и некоторые другие.

Государственные монополии

Если же государство преднамеренно или «по неразумению» чинит законодательные или иные преграды для вступления в отрасль или сегмент рынка тем или иным категориям производителей, значит, мы имеем дело с государственной монополией.

При государственной монополии именно государство решает, кто станет предприятием-монополистом (субъектом монополии), какие виды товаров и в каком количестве будут произведены, по каким ценам и кому они будут продаваться.

Ярчайшим примером государственной монополии является горнодобывающая компания «Де Бирс», захватившая ключевые южно-африканские алмазные рудники, благодаря чему на протяжении долгих десятилетий оказывает определяющее влияние на стоимость алмазов во всем мире…

Наиболее распространенными формами ограничений для выхода на рынок являются [1] лицензирование и [2] выдача патентов.

Число и тех, и других едва ли поддается счету.

Если вести речь о Соединенных Штатах, то там лицензированию подлежат буквально все сколь-нибудь распространенные виды профессий (начиная от — понятное дело — врачей, заканчивая обслуживающим персоналом гостиниц, водопроводчиками и таксистами).

Количество видов лицензируемой деятельности там давно перевалило за полтыщи.

Примерно то же самое можно сказать и о патентах, удостоверяющих право изобретателя осуществлять контроль за использованием своего изобретения.

Сроки действия патентов могут разниться (в тех же США – 17 лет, в России — 20).

Именно патенты обеспечили бурное развитие компаниям, обладающим мировой известностью: Coca-Cola, General Electric, Microsoft, Panasonic.

Открытые монополии

Наиболее «демократичный» вид монополии – открытая монополия.

Эту роль играют компании-первопроходцы, выходящие на рынок с чем-то невиданным и доселе не производимым (например, Apple со своей линейкой гаджетов).

Разумеется, статус «открытая монополия» носит временный характер.

Как только конкуренты разберутся, что да к чему, и выйдут на рынок с аналогами продукта, открытая монополия растворится в воздухе столь же стремительно, как и возникла.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *