Что такое «рынок совершенной конкуренции»?

совершенная конкуренция, рынок совершенной конкуренции, что такое совершенная конкуренция, что такое рынок совершенной конкуренции, рынок совершенной конкуренции это, понятие рынка совершенной конкуренции, условия рынка совершенной конкуренции

Рынок совершенной конкуренции представляет собой идеальную конструкцию, редко реализуемую на практике.

Чтобы вести речь о совершенной конкуренции, необходимо соблюдение, как минимум, трех значимых условий.

Во-первых, на таком рынке должно вращаться неограниченное количество производителей товаров и услуг.

Во-вторых, все перечисленные предприятия и организации должны выпускать типичную, стандартизированную продукцию.

И, в-третьих, никто ни при каких обстоятельствах не должен иметь влияния на цены внутри рынка.

Все цены на товары и услуги в пределах рынка совершенной конкуренции должны формироваться исключительно под влиянием текущего пересечения спроса и предложения.

Понятно, что в государствах с жестким государственным регулированием экономики (при авторитарных и тоталитарных режимах, например) рынок совершенной конкуренции не может существовать в принципе.

Но и в странах, ориентированных на демократические идеалы, далеко не всегда удается создать надлежащие условия для совершенной конкуренции.

Это особенно заметно на примерах национальных экономик с ярко выраженной социальной направленностью.

Условия рынка совершенной конкуренции

В общем-то, выше основные признаки рынка совершенной конкуренции мы перечислили. Это необходимые и достаточные условия возникновения и функционирования такого рода рынков.

На что здесь стоит обратить внимание?

[1] Очевидно, при относительно небольшом числе участников рынка крайне сложно обеспечить «стихийное», хаотичное формирование цен на продукцию.

Любая экспансия со стороны более крупных производителей может обернуться неоправданно резким ростом или падением цен, что противоречит условиям, при которых возможно существование рынка совершенной конкуренции.

Очень важно, чтобы удельный вес каждого (даже самого крупного) участника рынка совершенной конкуренции был НЕЗНАЧИТЕЛЕН и в идеале сводился к арифметической погрешности.

Это значит, что ни один из участников физически не сможет влиять на формирование цен на те или иные продукты.

При таких условиях спрос на продукцию будет характеризоваться абсолютной эластичностью.

Графически такому спросу соответствует горизонтальная линия (если «по-научному» — линия, параллельная оси абсцисс).

[2] Другим важнейшим условием рынка совершенной конкуренции принято считать МОБИЛЬНОСТЬ его участников.

Каждый из них должен иметь возможность свободно войти и так же свободно выйти за пределы рынка. Причем в любое время и при любых обстоятельствах.

[3] Следующим базовым условием, при котором возможно удержание на плаву рынка совершенной конкуренции, является шаблонность, ОДНОРОДНОСТЬ и стандартность конкретной разновидности товара или услуги.

Это значит, что очень много фирм выпускают одни и те же микросхемы, бейсбольные биты или шариковые ручки. При этом стоимость продукции не всегда будет одинакова.

Цена на эти товары в сильной степени будет зависеть от производительности труда на конкретных предприятиях-производителях, уровня заработной платы и прочих издержек, себестоимости продукции (то есть исключительно от экономических, а не административных факторов).

[4] ИНФОРМИРОВАННОСТЬ участников рынка совершенной конкуренции о ценах на товары и услуги является следующим условием его существования.

Все без исключения покупатели и продавцы должны иметь равный доступ к соответствующим сведениям и принимать решения о приобретении или продаже товара (в том числе инвестиционные решения) в условиях абсолютной ясности и определенности.

[5] И, пожалуй, последним существенным условием рынка совершенной конкуренции следует признать прямо-таки библейское РАВЕНСТВО возможностей и полномочий у каждого из его участников и СПРАВЕДЛИВОСТЬ конкуренции.

Попросту выражаясь, никто не должен пользоваться неоправданными преимуществами или льготами либо вступать в нелегальный сговор с другими участниками рынка с целью «расшатывания» цен на товары и услуги в ту или иную сторону.

Отмеченные выше особенности являются краеугольными условиями возникновения, функционирования и поддержания в работоспособном, так сказать, состоянии любого рынка совершенной конкуренции.

Рынок совершенной конкуренции: послесловие

Итак, вопрос, что такое совершенная конкуренция, больше не застанет нас врасплох.

Рынок совершенной конкуренции – это кристально чистый образ идеальных взаимоотношений покупателя и продавца.

По правде говоря, рынки совершенной конкуренции столь же редки, как успехи сборной России по футболу в открытых первенствах Европы и мира.

С некоторыми натяжками к числу таких рынков можно отнести валютный рынок, рынок зерна, фруктов и овощей, рынок отдельных видов пищевой или текстильной продукции, рынок ценных бумаг.

Совершенная конкуренция является мегаудобной площадкой, этаким научным полигоном для кропотливого анализа сложнейших экономических процессов и явлений.

Благодаря механизмам, запрятанным глубоко внутри классического рынка совершенной конкуренции, на практике удается максимально эффективно удовлетворять потребности потребителей продукции, равно как и защитить интересы ее производителей, стремящихся к бесконечному росту производительности и экономической эффективности производства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *