Государственные краткосрочные облигации (ГКО)

государственные краткосрочные облигации, государственные краткосрочные облигации гко, государственные краткосрочные бескупонные облигации, рынок краткосрочных государственных облигаций, краткосрочные облигации, гко, облигации рыночного займа

То, что случилось с государственными краткосрочными облигациями (ГКО) в августе 1998 г., можно смело назвать катастрофой вселенского масштаба.

Речь тогда шла о крахе крупнейшей в истории современной России схемы финансирования госбюджета, обладавшей многими признаками узаконенной финансовой пирамиды (похлеще «МММ», надо сказать)…

Моменту краха, однако, предшествовал весьма бурный процесс становления, позволивший многим владельцам облигаций буквально озолотиться.

Что и как происходило с выплатами по ГКО, каковы особенности хождения государственных краткосрочных облигаций в обороте, какова суть данного вида ценных бумаг, мы сегодня вкратце и обсудим.

Краткая история ГКО

Первичный выброс государственных краткосрочных облигаций на фондовый рынок был осуществлен в мае 1993 г.

Первые покупатели довольствовались облигациями с 3-месячным сроком погашения.

Особенности выпуска, тогдашние экономические условия, не поддававшаяся контролю инфляция, запрет на участие в торгах для иностранных инвесторов никак не способствовали ажиотажному спросу на ГКО.

В результате первичный выпуск (на общую сумму 1 млрд. руб.) был реализован менее чем на 90%.

Между тем, уже на следующий год, после принятия ряда нормативно-организационных мер, выручка от реализации обозначенных ценных бумаг составила почти 13 трлн. рублей, а в преддефолтный (1997-ой) год – 32 трлн. рублей (речь здесь идет о неденоминированных рублях; напомню, с января 1998 г. в результате денежной реформы номинал российского рубля уменьшился в 1000 раз).

Главное назначение первого и всех последующих выпусков ГКО – покрытие дефицита госбюджета.

Эта задача успешно решалась на протяжении нескольких лет, причем к 1998 г. данный способ финансирования бюджетного дефицита стал ключевым.

Реализация ГКО иностранным субъектам позволила существенно пополнить госказну иностранной валютой.

При этом государство активно стимулировало спрос на облигации, предлагая их к реализации через множественные структурные подразделения Центробанка.

Все шло просто замечательно. До 17 августа 1998 г.

Это черный день для российской экономики в целом, подведший финальную черту под многими финансовыми схемами и проектами.

Так случилось и с государственными краткосрочными облигациями.

Государство расписалось в своей неспособности выполнить заявленные обязательства как по этим, так и многим другим видам ценных бумаг с пошатнувшейся репутацией.

Для большинства собственников ГКО это означало одно – финансовый крах, сравнимый с мощным ударом «под дых», или, как тогда говорили, «технический дефолт».

Весьма отрезвляющая процедура, надо сказать.

Вместо предполагаемых к получению 140 процентов годовых (доходность, которую даже современные высокодоходные проекты и хайпы не всегда осмеливаются озвучить), получился, извиняюсь, кукиш на палочке.

Стоимость облигаций снизилась на 70-80 процентов, а с учетом отсутствия по ним государственных выплат, их ценность вообще стремилась к нулю.

Самое время поднять занавес…

Что такое ГКО

Все же пару слов стоит сказать о финансовой природе государственных краткосрочных облигаций.

Наряду с облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ), похожими на них облигациями государственного сберегательного займа (ОГСЗ) и, как не вспомнить, облигациями федеральных займов (ОФЗ), государственные краткосрочные облигации относятся к числу облигаций рыночного займа.

Первоначально номинал ГКО равнялся ста тысячам рублей, в 1994-1997 гг. – 1 млн. рублей, а с января 1998 г., после уже упоминавшейся деноминации, — 1 тыс. рублей.

Все выпуски были безналичными, бескупонными и характеризовались 3-х, 6-ти и 12-тимесячными периодами погашения.

Их покупателями могли выступать как физические, так и юридические лица, как российского, так и зарубежного происхождения.

Обращение ГКО осуществлялось на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ).

Роль эмитента ГКО выполнял Минфин России, агентом по обслуживанию, так сказать, локомотивом продвижения ГКО в массы являлся Центробанк.

Реализация ГКО осуществлялась на аукционных торгах через зарегистрированных дилеров на основании клиентских заявок.

Последние могли носить характер [1] конкурентных клиентских заявок (и тогда в них обозначалась желаемая для клиента цена приобретения) или [2] неконкурентных клиентских заявок (в таком случае клиент соглашался на покупку облигаций по так называемой средневзвешенной для данного аукциона цене).

Приобретенные краткосрочные облигации можно было реализовать либо [1] через банковские структуры, либо [2] через уполномоченные и лицензированные Центробанком финансовые компании.

Краткосрочные облигации: заключение

Причин крушения рынка государственных краткосрочных облигаций можно назвать достаточно много.

Главная же причина, по-видимому, кроется в отходе государственных структур от классических принципов реализации облигационных займов и превращения обозначенной схемы финансирования дефицита бюджета, по сути, в финансовую пирамиду.

Признаки финансовой пирамиды отчетливо проявились в том, что выпуски новых облигационных займов финансировались за счет средств, «накапавших» в госкопилку от продажи предшествующих выпусков ГКО.

И с каждым разом государство все меньше заморачивалось по поводу прозрачности и соответствия международным стандартам процедуры выпуска этих ценных бумаг.

Такая вот грустная получилась сага об облигациях. Удачных инвестиций!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *