Клиринговая деятельность (клиринг)

клиринговая деятельность, клиринговая деятельность это, что такое клиринговая деятельность, клиринг, клиринговая деятельность понятия, о клиринге и клиринговой деятельности, расчетно-клиринговая деятельность

Клиринговая деятельность (клиринг) очень четко вписывается в современную инфраструктуру фондового рынка. Представить одно без другого просто немыслимо.

Чтобы понять, какое место клиринговая деятельность занимает в процессе функционирования рынка ценных бумаг, было бы полезно очертить некоторые этапы рыночной торговли.

Биржевая торговля начинается [1] с формулировки КЛИЕНТСКОГО заказа (поручения, заявки), адресованного брокеру, на выполнение некоторой торговой операции.

Затем следует этап [2] непосредственного ЗАКЛЮЧЕНИЯ биржевых сделок брокерами в интересах представляемых ими клиентов.

После того как все сделки заключены (или сразу же после заключения отдельных из них) возникает необходимость с бухгалтерской точностью [3] оценить взаимные ОБЯЗАТЕЛЬСТВА между покупателями и продавцами ценных бумаг (тут видна заинтересованность как сторон торговых соглашений, так и фондовой биржи в целом).

Наконец, наступает завершающий этап: [4] взаимные РАСЧЕТЫ и реальное перечисление денежных средств по сделкам, а также между клиентами и их брокерами, прочими участниками, вовлеченными в процесс биржевой торговли.

Этапы 3 и 4 требуют задействования мощного вычислительного аппарата. Именно за это направление и «отвечает» расчетно-клиринговая деятельность.

Что такое клиринговая деятельность

Говоря предельно обобщенно, можно дать следующее определение понятия «клиринговая деятельность» (при желании оно может быть уточнено и дополнено).

Клиринговая деятельность — это система используемых специализированными клиринговыми организациями мер и средств, направленная на сбор информации об имеющих место на фондовой бирже операциях с ценными бумагами, обработку этой информации и ее последующий учет с целью отслеживания гражданско-правовых обязательств, возникающих между участниками соответствующих сделок.

Система клиринга отвечает за точность отражения данных о каждой торговой операции, своевременное устранение технических ошибок и сбоев, предоставление потребителям качественной и выверенной информации об участниках торговых сделок, реальное исполнение обязательств по заключенным сделкам с ценными бумагами.

Двусторонний клиринг. И многосторонний…

Классифицировать клиринговую деятельность можно по-всякому.

В частности, в зависимости от направленности учета различают [1] двусторонний клиринг и [2] многосторонний клиринг. Начнем с первого.

Двусторонний клиринг предполагает налаженный учет взаимных расчетов каждого участника в противопоставлении ко всем остальным участникам биржевой торговли.

В результате получается массив данных, из которого легко можно извлечь нужные сведения по каждому участнику торгов.

Например, если в течение торгового дня брокер Иванов приобрел у брокера Петрова 450 акций за 540 тыс. рублей, то эти сведения лягут сухой строкой в сводную таблицу, и при необходимости их можно будет извлечь оттуда.

Если брать пару «Иванов-Петров», то двусторонний клиринг позволит получить исчерпывающие сведения относительно того, что и сколько Иванов должен Петрову, и наоборот. Фактически двусторонний клиринг отвечает на вопрос, кто, что, кому и сколько должен…

Разумеется, Иванов может приобрести акции не только у Петрова, но и Сидорова, Кузнецова.

Кроме того, Иванов сам может выступить в качестве продавца акций по отношению к любому из перечисленных брокеров.

Двусторонняя клиринговая деятельность позволяет учитывать все транзакции, происходящие в период торговой сессии, и производить выборку данных по любым парам участников биржевой торговли.

Многосторонний клиринг отличается от двустороннего клиринга более широкой направленностью учета.

Помимо учета данных, характеризующих взаимоотношения различных пар брокеров, многосторонний клиринг аккумулирует сведения обо всех торговых операциях, случившихся в течение торговой сессии, позволяя вычленять данные по каждому виду задействованных в торговле ценных бумаг.

Просто это более емкий учет, нежели двусторонний клиринг.

Непрерывный и периодический клиринг

Названия классифицируемых элементов говорят сами за себя.

Непрерывный клиринг основан на сплошном и незамедлительном учете сведений о совершаемых на бирже сделках.

Непрерывная клиринговая деятельность требует мощного серверного обслуживания и соответствующего программного сопровождения.

Периодический клиринг куда как более экономен и гибок с любых точек зрения.

Потребители соответствующей информации вправе расширять/сужать периодичность расчетов (ежечасно, ежедневно или любой другой период).

При этом производится обработка лишь тех данных, которые сформировались за предшествующий период.

Единственный недостаток периодического клиринга – запаздывание во времени между имевшими место сделками и их отражением в общей системе учета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *