Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.

конвенция о международной гражданской авиации, конвенция о международной гражданской авиации 1944 г, гражданская авиация, международный день гражданской авиации, чикагская конвенция 1944 г, чикагская конвенция о гражданской авиации

Конвенция о международной гражданской авиации, заключена в Чикаго 7 декабря 1944 г. и действует с 4 апреля 1947 г., к настоящему моменту — с изменениями и дополнениями 1959, 1963, 1969, 1975, 1980, 1997, 2000 и 2006 гг.

О практической ценности и значимости Конвенции позволяет судить даже количество ее участников — 190 государств. СССР (значит, и Россия) участвует с 15 октября 1970 г.

При том, что предметом подписания стал единственный аутентичный текст на английском языке, позднее, в 1968 г., были подписаны новые аутентичные тексты на языках французском и испанском, а в 1977 г. — даже и на русском (правда, последний вступил в силу только 16 сентября 1999 г.).

Подобное «дописывание» аутентичных текстов международных договоров случается не часто.

Что же такого особенного в Чикагской конвенции? Основополагающих моментов два.

Первый: Конвенцией учреждается Организация Международной гражданской авиации (ИКАО/ICAO), позднее ставшая (и ныне являющаяся) ассоциированным органом ООН, администрирующим Конвенцию и корректирующим ее.

Совет ИКАО принимает международные стандарты и рекомендуемую практику, имеющие статус Приложений к Конвенции, а также их аутентичные тексты на шести языках ООН (английском, французском, испанском, русском, арабском, китайском).

конвенция о международной гражданской авиации, конвенция о международной гражданской авиации 1944 г, гражданская авиация, международный день гражданской авиации, чикагская конвенция 1944 г, чикагская конвенция о гражданской авиации

Ну и во-вторых, Конвенция определяет принципы работы международной авиации, в частности правила полетов над территорией стран-участниц, закрепляет принцип национальной принадлежности воздушного судна, решает другие организационные и технические вопросы, направленные на облегчение и упрощение международных полетов.

В этой части Чикагская конвенция заменила собою два ранее действовавших международных договора аналогичного назначения, а именно: Конвенцию относительно регулирования воздушных передвижений (Париж, 13 октября 1919 r., действовала с 10 июля 1922 г.) и Конвенцию о коммерческой авиации (Гавана, 20 февраля 1928 г.).

Еще одна конвенция этого рода — Конвенция о воздушных передвижениях (Мадрид, 1926 r.), известная еще как Иберо-Американская конвенция, не успела вступить в силу.

Известен также проект Международного воздушного кодекса, разработанный Международным юридическим комитетом авиации (МЮКА) еще в 1913 г.

Проект так и остался проектом, поскольку в отличие от последующих соглашений в области авиации он базировался на принципах свободы воздушных передвижений и отказа от суверенитета государств на воздушное пространство.

Проект включал три книги и содержал более 70 статей.

Первая книга (часть) регулировала вопросы международного публичного права: право на воздушное пространство; национальности и регистрации воздушных судов; посадки на сушу и на воду; применения законов при воздушных передвижениях; режима воздушных судов за границей.

Вторая книга посвящалась вопросам международного частного воздушного права: возмещения убытков, причиненных воздушными судами; воздушной ипотеки (залога); страхования.

Наконец, третья книга была посвящена вопросам регулирования таможенных правил при международных воздушных перевозках.

Без Чикагской конвенции работа международной гражданской авиации (то есть международная авиаперевозка пассажиров, багажа и грузов) была бы юридически невозможной.

Самолетам приходилось бы летать на свой страх и риск (быть сбитыми силами противовоздушной обороны при пересечении воздушной границы первого же иностранного государства, получить отказ в приеме любого аэропорта, отказ в обслуживании и разрешении на вылет и т.д.).

Тот, кто хотя бы однажды летал за границу, летел над территориями иностранных государств именно «по Чикагской конвенции».

Конвенция применяется каждую секунду к отношениям с участием сотен тысяч и миллионов авиапассажиров, перевозимых тысячами воздушных судов, а также с участием сотен тысяч грузоотправителей, доверивших доставку своих товаров авиакомпаниям.

Вполне понятно, что именно в день подписания Конвенции — 7 декабря — ежегодно отмечается Международный день гражданской авиации, учрежденный ООН в 1996 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *