Конвенция ООН (ЮНСИТРАЛ) о морской перевозке грузов (Гамбургские правила)

конвенция оон (юнситрал) о морской перевозке грузов, гамбургские правила, гамбургская конвенция 1978 г., конвенция оон о морской перевозке грузов, конвенция юнситрал о морской перевозке грузов

Гамбургская система регулирования договоров международной морской перевозки грузов представлена Конвенцией ООН (ЮНСИТРАЛ) о морской перевозке грузов, подписанной в Гамбурге 31 марта 1978 г., известная также под кратким названием Гамбургских правил.

Вступила в силу 11 ноября 1992 г. и объединяет 34 участника.

Российская Федерация в данной Конвенции не участвует, чем объясняется небольшое количество наших литературных трудов по этому документу.

По своему содержанию и назначению она весьма напоминает Брюссельскую конвенцию 1924 г. в ред. 1968 и 1979 гг., отличаясь от нее рядом параметров; главные из них суть следующие.

Во-первых, это сфера применения Конвенции — она еще шире и приближается к мыслимому логическому пределу, касаясь практически всех перевозок, хотя бы отдаленно связанных с любым из государств-участников.

Во-вторых, гораздо шире определены основания ответственности перевозчика за утрату или повреждение груза. По сути, он отвечает за любые вредоносные обстоятельства, наступившие в период перевозки, кроме тек, в отношении которых им, его служащими или агентами были приняты все меры, направленные на их избежание.

В-третьих, повышен предел ответственности перевозчика — до 835 СДР за единицу груза или до 2,5 СДР за 1 брутто-кг груза, а для стран, не участвующих в МВФ, — до 12,5 тыс. и 37,5 валютных единиц с золотым содержанием французского франка.

конвенция оон (юнситрал) о морской перевозке грузов, гамбургские правила, гамбургская конвенция 1978 г., конвенция оон о морской перевозке грузов, конвенция юнситрал о морской перевозке грузов

При этом впервые введены правила определения более высокой суммы предела ответственности.

В-четвертых, впервые на международном уровне унифицированы:

  • правила, ограничивающие практику перевозки грузов на палубе по усмотрению перевозчика (ст. 9), соотношение ответственности договорного и фактического перевозчиков (ст. 10), в том числе при сквозной (смешанной) перевозке (ст. 11);
  • нормы об ответственности грузоотправителя за ущерб судну, имуществу перевозчика, его служащих и агентов, в том числе при сдаче к перевозке опасного груза (ст. 12, 13);
  • обширные правила о выдаче, содержании и форме коносаментов (ст. 14-18);
  • нормы об уведомлениях, претензиях и исках, а также о конфликте арбитражных (судебных) юрисдикций (ст. 19-22).

В отличие от Гааго-Висбийских правил, сохранивших годичную исковую давность, Гамбургская конвенция определяет ее продолжительность равную двум годам со времени сдачи груза или его части — актуальной или должной.

Наконец, п. 1 ст. 23 Конвенции объявляет ничтожными любые условия договора, противоречащие ее положениям, за исключением тек, которые направлены на увеличение ответственности перевозчика (п. 4 ст. 6, п. 2 ст. 23).

При этом никакие оговорки к Конвенции не допускаются (ст. 29).

Подобная категоричность и жесткость документа вполне объясняет, почему круг его участников пока не столь многочислен, как тех же Гааго-Висбийских правил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *