Международная перевозка грузов по внутренним водным путям

Торговля и перевозки

международная перевозка грузов по внутренним водным путям, внутренние водные пути, договор международной перевозки грузов по внутренним водным путям, конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям, перевозка опасных грузов

Конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ/CMNI), подписанная в Будапеште 22 июня 2001 г. и действующая с 1 апреля 2005 г., объединяет девять стран (Болгария, Венгрия, Люксембург, Нидерланды, Россия, Румыния, Хорватия, Чехия, Швейцария).

Для Российской Федерации Конвенция действует с 1 августа 2007 г.

Конвенция состоит из 38 статей, распределенных по 10 главам.

Первая – общие положения – определяет ключевые термины и сферу применения Конвенции (точно так же, как это сделано в конвенциях воздушных и Конвенции КОТИФ), последняя посвящена вопросам присоединения к Конвенции, ее ратификации, действия и денонсации.

Наименования глав со второй по девятую вполне адекватно характеризуют круг вопросов, затронутых и разрешенных Конвенцией:

  • права и обязанности по договору перевозки груза (II),
  • транспортные документы (III),
  • право распоряжения грузом в пути (IV),
  • ответственность перевозчика (V),
  • претензионный срок (VI),
  • пределы договорной свободы (VII),
  • дополнительные положения, в том числе об общей аварии и расчетной единице (VIII), а также
  • заявления о сфере применения (на определенных водных путях, при национальных и безвозмездных перевозках и др.) (IX).

С содержательной точки зрения нормы Конвенции в основном совпадают с соответствующими положениями Кодекса внутреннего водного транспорта РФ 2001 г.

Что же касается ключевого положения, ради которого такого рода Конвенции и заключаются – об ограничении ответственности перевозчика, – то таковое является для последних в высшей степени неудобным.

Именно это обстоятельство «тормозит» ратификацию Будапештской конвенции.

Пределы ответственности определены ею в расчете не только на килограмм веса утраченного или поврежденного груза (две расчетные единицы), но и на количество мест груза – не более 666,67 расчетных единиц за каждое грузовое место – в зависимости от того, какая сумма больше.

международная перевозка грузов по внутренним водным путям, внутренние водные пути, договор международной перевозки грузов по внутренним водным путям, конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям, перевозка опасных грузов

При этом если грузовым местом является контейнер, то предел ответственности считается еще иначе – 1500 расчетных единиц за сам утраченный (поврежденный) контейнер и 25 тыс. расчетных единиц за помещенный в него груз (п. 1 ст. 20 Конвенции).

Интересно, что эти пределы не применяются, если характер и более высокая стоимость груза или приспособления для транспортировки были прямо указаны в транспортном документе и перевозчик не оспорил эти данные (подп. «а» п. 4 ст. 20).

Расчетной единицей и здесь является 1 СДР.

Женевское соглашение о перевозке опасных грузов

Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ/ADN), подписанное в Женеве 26 мая 2000 г., вступило в силу 28 февраля 2008 г., в том числе и для Российской Федерации.

Помимо нее в Соглашении участвуют Австрия, Болгария, Венгрия, Германия, Люксембург, Молдова, Нидерланды, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Украина, Франция, Хорватия, Чехия и Швейцария.

Как и в случае с Приложением С к Конвенции КОТИФ, Соглашение ВОПОГ само ничего особенно не регулирует, а ограничивается отсылкой к специальным Правилам, которые разрабатываются Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и в таком виде становятся неотъемлемой частью Конвенции.

В настоящее время действует версия Правил от 28 февраля 2009 г.

Именно в этих Правилах, составляющих два тома (по 450-500 страниц каждый), и содержатся положения, касающиеся опасных веществ и изделий, положения, касающиеся их перевозки в упаковке или навалом/насыпью на борту судов внутреннего плавания или танкерами, а также положения, касающиеся постройки и эксплуатации таких судов.

В них также установлены требования и процедуры, касающиеся осмотра, выдачи свидетельств о допущении, признания классификационных обществ, отступлений, контроля, подготовки и экзамена экспертов.

Этими Правилами предусмотрен единый разрешительный порядок перевозок опасных грузов (в России действует пока уведомительный порядок).

Правила содержат требования ко всем участникам перевозок опасных грузов, процессам подготовки, маркировки, транспортировки опасных грузов и, в частности, требования к конструкции судов.

Большое внимание в Правилах ВОПОГ уделяется подготовке экспертов и консультантов по перевозке конкретных опасных грузов, а также их аттестации.

В соответствии с предписаниями ВОПОГ в каждой стране, подписавшей Соглашение, должен быть назначен или признан в качестве такового компетентный орган, который будет контролировать соблюдение предписаний, касающихся перевозок опасных грузов.

В Российской Федерации таким компетентным органом является Минтранс РФ.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
SPRINTinvest.RU
Добавить комментарий

Adblock
detector