Международная перевозка грузов с применением книжки TIR

таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки, книжка tir, книжка tir это, порядок применения книжки tir, применение книжки tir, женевская таможенная конвенция 1975, таможенная конвенция о перевозке грузов

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки (конвенция МДП/TIR), подписана в Женеве 14 ноября 1975 г. и действует с поправками 1999 и 2002 гг.

Конвенция вступила в силу 20 марта 1978 г., а для СССР (России) — с 8 июня 1982 г.; всего 68 стран-участниц.

Конвенция заменила собой аналогичный документ 1959 г. (прежний относился к 1949 г.), доработав его с учетом накопленного опыта, технических достижений, изменений таможенных и транспортных правил для того, чтобы сделать ее еще более эффективной, менее сложной и то же время более безопасной с таможенной точки зрения.

Другой причиной модификации Конвенции послужило появление в начале 1960-х гг. новых видов транспортного оборудования: контейнеров для морских перевозок, чуть позднее — контейнеров для комбинированных перевозок автомобильным и железнодорожным видами транспорта, предназначенных для повышения их эффективности.

Главный смысл Конвенции в том, чтобы минимизировать путевые задержки транзитных перевозок, сохранив при этом надлежащий таможенный контроль за отсутствием выгрузки товара в странах маршрута следования и, соответственно, за отсутствием оснований для уплаты таможенных пошлин.

Сфера применения Конвенции ограничивается перевозкой грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одной из Договаривающихся Сторон до таможни места назначения другой Договаривающейся Стороны или той же самой Договаривающейся Стороны при условии, что определенная часть операции МДП между ее началом и концом производится автомобильным транспортом.

Книжка TIR

Достижению озвученной цели служит так называемая carnet (фр. — книжка) TIR, под которой понимается таможенный сопровождающий груз документ, дающий право перевозить груз через границы государств в опломбированных таможней кузовах автомобилей или контейнерах (с упрощением таможенных процедур).

Книжка TIR — это в собственном смысле «книжка», то есть совокупность семи или 10 пар содержательно тождественных сброшюрованных листов (страниц).

Первый лист пары отрывается входной (ввозной) таможней транзитного государства или таможней государства — места отправления груза, опломбировавшей автотранспортное средство.

таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки, книжка tir, книжка tir это, порядок применения книжки tir, применение книжки tir, женевская таможенная конвенция 1975, таможенная конвенция о перевозке грузов

Второй — отрывается выходной (вывозной) таможней того же (транзитного) государства.

Книжка TIR позволяет проследовать через семь или 10 стран (включая страну отправления и назначения).

Груз пломбируется таможней в начале маршрута. По прибытии на первую границу [между страной вывоза и страной А] пломбы осматриваются, один лист [первый лист первой пары, так называемый входной лист] из книжки извлекается и передается таможенным властям, а автомобиль продолжает свой путь.

На следующей границе [между страной А и страной Б], где автомобиль покидает страну А и въезжает в страну Б, второй лист [первой пары листов, выходной лист] изымается из книжки и передается таможенной службе страны А, а первый лист второй пары — таможенной службе страны Б.

Когда оба листа поступают в центральный контрольный пункт страны А, входной и выходной листы свидетельствуют, что разгрузка в этой стране не производилась и никакой оплаты не требуется.

Основное преимущество, предоставляемое книжками TIR, лежит в области ускорения процесса прохождения таможенных формальностей.

Если эти формальности не особенно обременительны или если их вовсе нет, применение книжек TIR теряет смысл. Именно этими соображениями обусловлено внесение в Конвенцию МДП упомянутых выше поправок 1999 и 2002 гг.

«Стирание» таможенных границ между странами-членами Европейского Союза существенно снизило актуальность Конвенции и ее инструментов.

Но для перевозок в государства и через государства, не являющиеся членами ЕС (например, из Турции в Польшу, через Болгарию, Румынию, Украину), Конвенция по-прежнему актуальна.

Книжки TIR печатаются и распространяются Международным союзом автомобильного транспорта (МСАТ/IRU) через национальные гарантийные объединения.

В Российской Федерации это Ассоциация международных автомобильных перевозчиков — АСМАП.

Порядок применения книжек TIR и вообще Конвенции в Российской Федерации регламентируется Положением, утвержденным приказом ГТК РФ от 18 мая 1994 г. № 206.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *