Международные соглашения о помощи и спасании на море

международные соглашения о помощи и спасании на море, помощь и спасание на море, помощь на море, спасание на море, конвенции о помощи на море, конвенции о спасании на море, брюссельская конвенция о спасении на море

Понятия помощи и спасания хотя и ассоциируются с человеческими жизнями, в действительности имеют более широкую сферу приложения.

Целью оказания помощи на море может быть спасение не только человеческих жизней и судна, но и груза (товара); последний в этом случае становится предметом спасания.

Из сказанного ясна непосредственная связь данного типа конвенции с предметом международного торгового права.

Брюссельская конвенция о спасении на море

Основной источник регулирования отношений рассматриваемого типа — это Конвенция для объединения некоторых правил относительно оказания помощи и спасении на море, подписанная в Брюсселе уже знакомой нам датой — 23 сентября 1910 г. -и действующая теперь с изменениями, внесенными Протоколом от 27 мая 1967 г.

Круг первоначальных участников Конвенции определялся составом представителей конференции, на которой она была заключена. К настоящему же моменту в ней участвует более 75 государств.

Путь признания положений этого документа Советским Союзом и Россией в общем тождественен тому, который был пройден при ратификации Конвенции о Конвенции о столкновении судов.

Даже не читая Конвенцию, легко предположить, что оказание помощи и спасания на море должно трактоваться ею как содержание юридической обязанности.

международные соглашения о помощи и спасании на море, помощь и спасание на море, помощь на море, спасание на море, конвенции о помощи на море, конвенции о спасании на море, брюссельская конвенция о спасении на море

Действительно, такая обязанность устанавливается, но не в самом начале Конвенции (как можно было бы ожидать), а в ее ст. 11.

Субъектом такой обязанности является капитан судна, исполняться она должна ровно настолько, насколько это возможно сделать без серьезной опасности для своего судна, своего экипажа, своих пассажиров (опасность грузу во внимание, опять-таки, не принимается).

Рассчитывать на помощь и спасание вправе всякое лицо, даже враждебное, встреченное в море, [и находящееся] в опасности погибнуть.

Закономерен вопрос: чему же посвящены 10 предшествующих статей? Какой вопрос мог показаться составителям Конвенции столь важным, что они сочли необходимым рассмотреть его даже прежде узаконения обязанности спасания?

Как ни странно — чисто коммерческий вопрос — о праве на вознаграждение за акты помощи и спасания.

Главный принцип Конвенции — без спасения нет вознаграждения. Не «спасания» как процесса (как говорит заголовок Конвенции), а именно «спасения» как полезного результата.

Одной только деятельности по спасанию — какой бы активной и затратной они ни была — мало: необходимо, чтобы деятельность эта была еще и успешной, то есть завершилась бы действительным спасением чего-нибудь — судна, груза или их принадлежностей (ч. 1 ст. 2).

Из перечня объектов вознаграждаемой помощи и спасания, а также из принципа, согласно которому не могут быть обязаны к уплате какого-либо вознаграждения спасенные люди за спасение их жизней (ч.1 ст. 9), можно сделать вывод о том, что лицами, обязанными к уплате вознаграждения, являются собственники спасенных предметов (судна, груза и их принадлежностей), а также фрахтователи судна.

Третий ключевой принцип заключается в том, что вознаграждение за спасение должно быть справедливым (ст. 6 и 8), причем его размер ни при каких условиях не может превышать стоимости спасенных предметов (ч. 3 ст. 2).

Не имеют права на вознаграждение лица, подавшие помощь вопреки прямому и основательному ее запрещению со стороны судна, которому она подана — субъекты, навязавшие помощь (ст. 3), а также буксировщики, если только они не оказали какие-то особые услуги, не вписывающиеся в исполнение договора буксировки (ст. 4).

Иски об уплате вознаграждения за помощь и спасение погашаются двухлетней давностью (ст. 10).

Лондонская международная конвенция о спасании

Конечно же, принцип «без спасения нет вознаграждения» вряд ли является справедливым по отношению к добросовестным спасателям.

Поэтому вопрос о его пересмотре и замене принципом спасания возник едва ли не немедленно после подписания Брюссельской конвенции.

международные соглашения о помощи и спасании на море, помощь и спасание на море, помощь на море, спасание на море, конвенции о помощи на море, конвенции о спасании на море, брюссельская конвенция о спасении на море

Решение же его на международном уровне растянулось, по крайней мере на 80 лет. Только 28 апреля 1989 г. в Лондоне была подписана новая Международная конвенция о спасании, имеющая целью пересмотр и дополнение правил Брюссельской конвенции 1910 г., в том числе замену принципа спасения принципом спасания.

Из других любопытных нововведений нужно отметить нормы о вознаграждении за минимизацию и предотвращение вреда окружающей среде.

Международная конвенция вступила в силу с 14 июля 1996 г., участвует в ней к настоящему моменту 63 страны (50,5 % общего объема тоннажа мирового торгового флота), включая Российскую Федерацию (с 25 мая 2000 г.), Австралию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Индию, Ирландию, Исландию, Италию, Канаду, Китай, Мексику, Нидерланды, Норвегию, ОАЭ, Саудовскую Аравию, США, Францию, Хорватию, Швецию.

Интересно, что вступление в силу данной — Лондонской — конвенции не только не привело к отмене конвенции Брюссельской — обе они сейчас действуют одновременно, в том числе по отношению к одним и тем же государствам, — но пока не повлияло и на содержание национального законодательства стран-участниц.

По крайней мере — законодательства нашего, российского: ст. 341 КТМ РФ по-прежнему (в полном соответствии с Конвенцией 1910 г.) постановляет, что право на вознаграждение дают только спасательные операции, имевшие полезный результат, и что в его отсутствие никакой платы за спасание не полагается.

Гамбургская конвенция по поиску и спасанию на море

Международная конвенция по поиску и спасанию на море, заключенная в Гамбурге 27 апреля 1979 г. и вступившая в силу с 22 июня 1985 г. (для России — с 24 апреля 1988 г.), а с учетом изменений 1998 и 2004 гг. — с 1 января 2000 и 1 июля 2006 гг., соответственно.

международные соглашения о помощи и спасании на море, помощь и спасание на море, помощь на море, спасание на море, конвенции о помощи на море, конвенции о спасании на море, брюссельская конвенция о спасении на море

Всего — по состоянию на 31 июля 2013 г. — в Конвенции участвует 105 государств, располагающих 82,6 % общего объема тоннажа торгового флота.

Десятилетия практики морского поиска и спасания показали, что деятельность эта такова, в которой государствам недостаточно просто принять на себя какие бы то ни было обязательства, хотя 6ы самые жесткие и строгие — гораздо важнее их последующее исполнение.

А исполнение это — осуществление деятельности по поиску и спасанию — это такой процесс, который немыслим без известного технического оснащения, создания необходимой инфраструктуры и оптимальной организации этой деятельности, в первую очередь — обеспечения оперативного и бесперебойного взаимодействия поисково-спасательных служб разных стран.

Заставить государства обзавестись всем этим — вот задача рассматриваемой Конвенции. Ее назначение, как можно видеть, чисто техническое — сделать процессы поиска и спасания на море максимально эффективными и вместе с тем унифицированными, системно взаимосвязанными.

Между прочим, именно тем, что исполнение конвенционных обязательств требовало от государств-членов значительных финансовых вложений в технику, инфраструктуру и организацию поисково-спасательной деятельности, объяснялась ее весьма неспешная ратификация: за первые 20 лет, прошедшие после своего подписания, Конвенция набрала только 44 ратификационных акта, в то время как за следующие 10 лет — еще 65.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *