Обычаи в области отгрузки (сдачи) и выгрузки (приемки) товара

обычаи в области отгрузки товара, обычаи в области выгрузки товара, обычаи в области сдачи товара, обычаи в области приемки товара, отгрузка товара, выгрузка товара, сдача товара, приемка товара, обычаи о сроках погрузки товара

Условие об отгрузке (отправке) товара немедленно по открытии навигации означает, что груз должен быть доставлен в порт настолько заблаговременно, чтобы его погрузка на морское судно могла бы быть произведена в течение трех, а в Балтийском море — в течение двух недель после открытия навигации.

При этом днем завершения погрузки следует считать дату, которой помечен бортовой коносамент.

Тот же смысл имеют выражения «немедленная отгрузка» — 21 день (три недели) и «ближайшая отгрузка» (отгрузка «в возможно короткий срок», «так скоро, как только возможно») — от 8-10 до 15 дней.

В эпоху своего формирования содержание этого обычая объяснялось обычной продолжительностью сроков подготовки судов для плавания и обычного времени погрузки товаров на суда (сталийного времени).

То и другое определялось, в первую очередь, мерой технической оснащенности используемых судов.

Сейчас это уже не актуально, но, опять же, в эпоху формирования данного обычая еще сохранялась практика торгового мореплавания на парусных судах.

Так вот: обычный срок подготовки к плаванию и нагрузки парусных судов на всех морях нашего отечества составлял четыре недели.

Другими факторами, определяющими обычную продолжительность сталийного времени, выступают мера обеспеченности морских портов кадровым потенциалом и техническими ресурсами, расторопность и эффективность работы портовых властей.

В настоящее время используемые в морских портах (особенно иностранных) технические средства развились настолько, что чисто теоретически позволяют погрузить любой груз в любом количестве в значительно более краткие сроки.

В то же время сегодня существенно увеличились масштабы перевозок (общее количество и тоннаж судов), принципиально усложнилось используемое на судах и в портах оборудование, морские порты превратились в комплексные транспортные терминалы со сложной системой самоорганизации, а степень расторопности портовых властей, увы, не повысилась (в наших портах — так и вовсе понизилась).

Нужно упомянуть еще и о полной неконкурентоспособности российских морских торговых портов.

Оказываемые ими услуги чрезвычайно медленны (одна только заправка корабля топливом может длиться неделю), некачественны и дороги.

Неконкурентоспособность эта доходит до такой степени, что даже российские суда (не говоря уже об иностранных) предпочитают, если есть такая возможность, не пользоваться услугами российских портов, причем даже тогда, когда заход в порты иностранные удлиняет и, соответственно, удорожает маршрут.

Все это позволяет те торговые обычаи, что сформировались в иных технических, социальных и экономических условиях, сохранять и применять по сей день.

Толкование отдельных выражений о сроках погрузки товара

Для целей исчисления сроков погрузки на морские суда отдельные выражения имеют следующее толкование:
(а) «около (такой-то даты)» — не ранее и не позднее пяти дней после назначенной даты;
(б) «в начале (месяца)» — не ранее первого и не позднее 10-го числа назначенного месяца;
(в) «в середине (месяца)» —не ранее 11-го и не позднее 20-го числа назначенного месяца;
(г) «в конце или под конец (месяца)» — не ранее 21-го и не позднее последнего числа назначенного месяца;
(д) «в первой половине (месяца)» — в период с 1-го по 15-е число назначенного месяца;
(е) «во второй половине (месяца) — в период с 16-го по последнее число назначенного месяца.

обычаи в области отгрузки товара, обычаи в области выгрузки товара, обычаи в области сдачи товара, обычаи в области приемки товара, отгрузка товара, выгрузка товара, сдача товара, приемка товара, обычаи о сроках погрузки товара

Содержание торгового обычая определяется практикой торгового мореплавания —бизнеса, и сегодня (несмотря на все развитие техники) подверженного воздействию различного рода опасностей и случайностей, свойственных морской стихии — с одной стороны, и предположением о наиболее вероятном (естественном) смысле соответствующих выражений — с другой.

Опасности и случайности морской стихии предопределяют самый факт существования практики не вполне точного назначения сроков.

Даже если определять их указанием на конкретную дату, необходимо будет предусмотреть известные пределы возможного отклонения от нее (отсюда оговорка о сроке «около такой-то даты»), причем не только в сторону увеличения, но и в сторону уменьшения.

Ведь вероятность действия непредвиденных опасностей и случайностей провоцирует задержку судна, но может быть и наоборот – предвиденные опасности и случайности могут не оказать своего воздействия, а это обусловит прибытие судна раньше срока.

Что же касается предположения о наиболее вероятном и естественном смысле, который может быть вложен в толкуемые выражения, то он, очевидно, определяется исходя из соображений элементарной математики — науки, для всех единой.

Противопоставление половин месяца подразумевает его разделение на две равные или приблизительно равные части.

Различение же начала, середины и конца месяца — соответственно, на три части, также вполне или примерно одинаковые.

Торговый обычай уведомления продавца о сдаче товара к перевозке

Уведомление покупателя о сдаче товара к перевозке по общему правилу является предметом любезности, но не обязательства продавца.

Исключение составляет случай отгрузки товара, застрахованного за счет покупателя или отправляемого на судне, зафрахтованном покупателем.

В таких случаях уведомление должно быть направлено продавцом в разумный срок по завершении погрузки (сдачи) товара.

обычаи в области отгрузки товара, обычаи в области выгрузки товара, обычаи в области сдачи товара, обычаи в области приемки товара, отгрузка товара, выгрузка товара, сдача товара, приемка товара, обычаи о сроках погрузки товара

Современная сфера применения данного обычая исчерпывается только случаями, когда договор не определяет базиса поставки или, во всяком случае, делает это без ссылки на условия ИНКОТЕРМС.

Почему? Потому что все без исключения условия ИНКОТЕРМС (начиная с редакции 1980 г.), предполагающие отгрузку товара без участия покупателя, сегодня обязывают продавца послать извещение о6 отгрузке.

Трудно сказать, чем объясняется столь кардинальное расхождение содержания ИНКОТЕРМС с одним из классических торговых обычаев (единым, кстати сказать, и для континентального, и для англо-американского права), имеющим, к тому же, довольно очевидное основание и объяснение.

Погрузкой и отгрузкой должен интересоваться тот, кому это интересно, а интересно это, несомненно, покупателю.

Судя по тому, что условия ИНКОТЕРМС связывают исполнение возложенной ими на продавца обязанности с одновременным направлением им покупателю документов, необходимых последнему для получения товара, составители данного документа еще и совершенно не учли общераспространенную практику внешнеторговых расчетов.

Дело в том, что (и ниже об этому будет специально говориться) основным их способом является документарный аккредитив.

Именно в ходе получения платежа по аккредитиву продавец и расстается с отгрузочными документами.

Продавец почти никогда (разве только речь идет о стопроцентно предоплаченном товаре) не направляет отгрузочных документов непосредственно покупателю.

В свете сказанного обязанность продавца уведомить о6 отгрузке выглядит еще более странной.

Торговый обычай, касающийся скоропортящихся товаров

Скоропортящийся товар должен выгружаться и приниматься адресатом немедленно по получении уведомления о его прибытии.

обычаи в области отгрузки товара, обычаи в области выгрузки товара, обычаи в области сдачи товара, обычаи в области приемки товара, отгрузка товара, выгрузка товара, сдача товара, приемка товара, обычаи о сроках погрузки товара

Содержание данного обычая естественно предопределяется особыми свойствами товара и подробных комментариев не требует.

Разумеется, что сроки выгрузки и приемки конкретного скоропортящегося товара могут быть установлены договором — и в этом случае получатель вправе рассчитывать именно на такие, договорные сроки, — но это само собою понятно.

Отсутствие договоренности по тому или иному вопросу является, вообще говоря, условием применения абсолютно всякого торгового обычая.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *