Права залогов (ипотек) и арестов морских судов

права залогом морских судов, права ипотеки морских судов, права арестов морских судов, морской залог. морская ипотека, арест судна, арест груза на судне, конвенции о залоге морских судов, конвенции об аресте морских судов

Морские торговые суда с их принадлежностями и находящимся на них грузом нередко являются весьма ценным и хорошо ликвидным имуществом.

Это обстоятельство делает морское судно, вошедшее в порт или территориальные воды иностранного государства, весьма вероятным и удобным предметом для обеспечения имущественных требований к его капитану и членам экипажа, его собственнику и фрахтователям, собственникам находящихся на судне грузов, а косвенно — и к тому государству, под чьим флагом судно совершает плавание.

Юридическими формами установления отношений по обеспечению таких требований могут быть морской залог (или морская ипотека) либо арест судна и (или) находящегося на нем груза.

Заинтересованность международного сообщества в установлении унифицированного режима этик процедур объясняется множеством факторов, центральный из которых — то обстоятельство, что установление соответствующих отношений осуществляется в иностранном (по отношению к государству флага судна) государстве.

Морской залог (морская ипотека), оформленный по местному законодательству, не будет обязательным нигде более, кроме как на территории этого государства, ибо запись о таком залоге не будет внесена в книгу регистрации прав на соответствующее судно.

Кроме того, возможность заложить имущество принадлежит, как известно, его собственнику.

Собственники же торговых судов и грузов крайне редко сопровождают сами суда и перевозимые на них грузы в международных рейсах.

Кто (в отсутствие собственника) и как (при каких условиях) мог бы заложить судно и (или) груз?

Благо, если на это имеет полномочие, скажем, капитан, а если нет?

Что же касается наложения ареста, то очевидно, что когда речь заходит о подобном («чужом» по отношению к государству-месту «арестной» юрисдикции) судне и (или) грузе, это почти всегда подает повод к различного рода злоупотреблениям, в том числе к аресту по требованиям, заведомо надуманным, не вполне определенным, явно несоразмерным стоимости судна и даже адресованным другим лицам.

Самый известный случай этого рода — арест в 2000 г. французскими властями в порту г. Брест четырехмачтового барка «Седов», принадлежащего Мурманскому техническому университету, в обеспечение требований швейцарской компании Noga к Правительству Российской Федерации — случай, кстати, недавно имевший шанс повториться.

Международная унификация правового регулирования отношений в сфере морских залогов (ипотек) прошла три этапа (1926, 1967 и 1993); в сфере ареста морских судов — два (1952, 1999).

Последовательно рассмотрим все пять конвенций — сперва о залогах (ипотеках), затем об арестах.

Брюссельская конвенция по морским ипотекам 1926 г.

Международная конвенция об унификации некоторых правил, касающихся морских ипотек и морского закладного права, подписанная в Брюсселе 10 апреля 1926 г.

Участниками Конвенции являются Алжир, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Венгрия, Гаити, Заир, Иран, Куба, Испания, Италия, Монако, Польша, Португалия, Румыния, Сирия, Турция, Уругвай, Франция и Швейцария.

права залогом морских судов, права ипотеки морских судов, права арестов морских судов, морской залог. морская ипотека, арест судна, арест груза на судне, конвенции о залоге морских судов, конвенции об аресте морских судов

До настоящего времени Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся морских ипотек и морского закладного права, действует.

Основные ее положения сводятся к следующим:

[1] закреплен принцип абсолютного экстерриториального действия судовых ипотек и обременений, наложенных в одной из договаривающихся стран, в любой другой договаривающейся стране — главное, чтобы такие ипотеки и обременения соответствовали закону государства, которому принадлежит (флаг которого несет) судно и были занесены в публичный реестр;

[2] установлен исчерпывающий перечень категорий морских требований, подлежащих преимущественному обеспечению посредством морского залога (ипотеки);

[3] определены состав фрахтовой платы, требования которой также считаются заложенными вместе с судном, и очередность покрытия долгов различных видов, а также

[4] признано, что все постановления Конвенции применимы к судам, эксплуатируемым судохозяином, не являющимся владельцем судна, или главным фрахтовщиком.

Брюссельская конвенция 1967 г.

Несколько более «тонким» и «продвинутым» документом является Международная конвенция об унификации некоторых правил правового регулирования морских привилегированных требований и ипотеки морских судов, также подписанная в Брюсселе, но уже 27 мая 1967 г.

Согласно п. 1 ст. 19 Конвенция должна вступить в силу после сдачи на хранение бельгийскому правительству пятой ратификационной грамоты.

Пока таковых сдано только четыре (от Дании, Норвегии, Сирии и Швеции).

права залогом морских судов, права ипотеки морских судов, права арестов морских судов, морской залог. морская ипотека, арест судна, арест груза на судне, конвенции о залоге морских судов, конвенции об аресте морских судов

Несмотря на значительное количество стран, Конвенцию подписавших (23), в силу она все-таки не вступила.

Существо данного документа во многом аналогично Конвенции 1926 г. с той только разницей, что указание о стране, которой принадлежит судно, заменено указанием на страну, в которой судно зарегистрировано (ст. 1).

В судовом реестре именно этой страны и должна быть произведена регистрация морского залога (ипотеки).

Конвенцией добавлены два дополнительных требования относительно оформления морского залога (ипотеки), исключающие возможность ее оформления негласным порядком и распространения «задним числом» на новые (в том числе увеличившиеся в своей сумме) требования.

Именно это последнее уточнение стало причиной весьма неохотной ратификации Конвенции.

Конвенцией четко расшифровано понятие взаимного признания судовых ипотек и обременений — это означает возможность принудительного исполнения по требованиям, ими обеспеченным, на территории любого из государств-участниц Конвенции.

Конвенцией впервые поставлен и решен вопрос о взаимодействии государств в вопросе судовой регистрации.

Государства-участники не должны исключать зарегистрированные в своем регистре суда без письменного согласования всех кредиторов по зарегистрированным залогам и ипотекам, а также не должны принимать на регистровый учет суда, зарегистрированные в другом судовом регистре.

Конвенция впервые урегулировала вопрос об условиях и последствиях принудительной продажи заложенных морских судов.

Международная конвенция о морских залогах и ипотеках

Международная конвенция о морских залогах и ипотеках, подписанная в Женеве 6 мая 1993 г. и вступившая в силу 5 сентября 2004 г. (в том числе для Российской Федерации), по существу своему представляет собой обновление Конвенции 1967 г., выполненное под эгидой аж сразу двух авторитетных международных организаций (ИМО и ЮНКТАД).

права залогом морских судов, права ипотеки морских судов, права арестов морских судов, морской залог. морская ипотека, арест судна, арест груза на судне, конвенции о залоге морских судов, конвенции об аресте морских судов

Участвует 11 стран (Албания, Бенин, Вануату, Испания, Литва, Монако, Нигерия, Перу, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Сирия, Тунис, Украина, Эквадор, Эстония).

Подробный разбор основных положений этой Конвенции имеется в книге П. А. Фалилеева, который (суммируя приведенные им сведения в некий общий вывод) указывает, что таковая «…создала унифицированные нормы относительно принудительного исполнения прав по ипотеке, о принудительной продаже морских судов, четко закрепила требования о признании иностранных ипотек, разрешила проблему изменения права собственности и регистрации в свете защиты интересов кредиторов, а также впервые рассмотрела проблемы временной смены флага в связи с действием и действительностью ипотек морских судов».

Основная масса русскоязычной литературы по данной тематике базируется на последней — Женевской — конвенции 1993 г.

Брюссельская конвенция об аресте морских судов 1952 г.

Отправным положением Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, подписанной в Брюсселе 10 мая 1952 г., является принцип, согласно которому единственно возможным основанием для ареста иностранного морского судна являются так называемые морские требования.

Конвенция устанавливает их исчерпывающий перечень и определяет лицо, имеющее право требовать наложения ареста, а заодно еще и унифицирует существо самого понятия ареста морского судна и его процессуальную судебную форму.

права залогом морских судов, права ипотеки морских судов, права арестов морских судов, морской залог. морская ипотека, арест судна, арест груза на судне, конвенции о залоге морских судов, конвенции об аресте морских судов

Одним из важнейших положений Конвенции является принцип недопустимости многократного ареста одного и того же судна по одному и тому же требованию.

Конвенция вводит единые международные принципы (стандарты) по аресту морских судов с целью получения обеспечения по гражданским искам.

Значение этих стандартов существенно нивелируется указанием ст. 2 Конвенции, согласно которой никакие ее положения не должны трактоваться как имеющие приоритет над нормами национальных законодательств стран-участниц — постановлением, весьма нетипичным для международных договоров.

Одним из результатов этого обстоятельства — весьма неоднозначно воспринимаемым практикой — является сохранение возможности ареста судов по нормам национальных законодательств.

В ряде стран (но не в России — см. п. 2 ст. 388 КТМ РФ) это означает возможность ареста судна в обеспечение и таких требований, которые не относятся к категории морских.

Рассматриваемая Конвенция действует с 24 февраля 1956 г. и к настоящему моменту объединяет более 50 стран, в том числе Россию (с 29 октября 1999 г.), а также Алжир, Бельгию, Великобританию, Грецию, Египет, Испанию, Парагвай, Португалию, Францию, Швейцарию.

Международная конвенция об аресте судов 1999 г.

Международная конвенция об аресте судов (Женева, 12 марта 1999 г.) вступила в силу с 14 сентября 2011 г.

права залогом морских судов, права ипотеки морских судов, права арестов морских судов, морской залог. морская ипотека, арест судна, арест груза на судне, конвенции о залоге морских судов, конвенции об аресте морских судов

Ее участниками являются Албания, Алжир, Бенин, Болгария, Дания, Испания, Латвия, Либерия, Норвегия, Пакистан, Сирия, Финляндия, Эквадор и Эстония.

Российская Федерация в данной Конвенции не участвует, но ее основные положения имплементированы российским Кодексом торгового мореплавания 1999 г. (ст. 388-393).

В сравнении со своей предшественницей 1952 г. Конвенция несколько расширяет перечень морских требований, уточняет круг субъектов таких требований, причем не только с активной, но и с пассивной стороны, делает ряд изъятий из правила о недопустимости повторного ареста судна по одному и тому же требованию и вводит ряд других, более технических новаций.

Но главное — в ней больше нет правила, подобного ст. 2 Брюссельской конвенции 1952 г., об отказе от принципа своего приоритета перед нормами национальных законодательств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *