Соглашение о международном грузовом сообщении (СМГС)

соглашение о международном грузовом сообщении, тарифное руководство мпс ссср, бакинское соглашение об особенностях применения отдельных норм смгс, смгс, международное грузовое сообщение, грузовое сообщение

Своеобразной «социалистической альтернативой» сперва многочисленным и разнообразным «железнодорожным» конвенциям буржуазно-капиталистической Европы, а затем и Конвенции КОТИФ стало так называемое СМГС или Соглашение о международном грузовом сообщении.

Это соглашение проходило по внутрироссийской ведомственной систематике еще и под наименованием Тарифного руководства МПС СССР № 11-А.

Данное Соглашение действует с 1 ноября 1951 г., в настоящее время — с последующими многочисленными (14) изменениями и дополнениями; последняя его редакция относится к декабрю 1994 г.

Существует также так называемое Бакинское соглашение от 1 октября 1997 г. об особенностях применения отдельных норм СМГС; с его учетом следует сказать, что актуальная на настоящий момент редакция СМГС действует с 1 июля 1998 г.

Участниками СМГС в его первоначальной редакции были СССР, другие социалистические страны и Иран.

соглашение о международном грузовом сообщении, тарифное руководство мпс ссср, бакинское соглашение об особенностях применения отдельных норм смгс, смгс, международное грузовое сообщение, грузовое сообщение

В настоящий момент (с учетом изменений 1994 г. и Бакинского соглашения 1997 г.) участниками СМГС следует считать Россию, Азербайджан, Албанию, Беларусь, Болгарию, Венгрию, Вьетнам, Грузию, Иран, Казахстан, Китай, Корею, Киргизию, Латвию, Литву, Молдову, Монголию, Польшу, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украину и Эстонию.

СМГС состоит из 41 статьи, сгруппированных по восьми разделам (общие положения (I), заключение договора перевозки (II), его исполнение (III) и изменение (IV), ответственность перевозчика (V), претензии, иски и давность (VI), расчеты между железными дорогами (VII) и общие постановления (VIII)), а также 20 приложений различного назначения, центр тяжести которых составляют Приложения 12, 13, 16 и 17 (образцы накладных листов и вагонных ведомостей СМГС, коммерческого акта и заявления об изменении договора перевозки).

Той чертой, которая кардинально отличает СМГС от прочих международных транспортных конвенции, является применяемый ею способ ограничения верхнего предела ответственности перевозчика за утрату и повреждение груза — таковой определяется по цене, указанной в счете иностранного поставщика или в выписке из этого счета, заверенной в порядке, установленном в стране предъявления претензии, а если указанным порядком стоимость груза определить невозможно — то она устанавливается государственной экспертизой.

Разумеется, если груз сдан к перевозке с объявленной ценностью, размер возмещения не может превышать такой ценности или (при повреждении груза) — ее соответствующей части (там же).

Вдобавок к этому п. 1 ст. 27 СМГС установлена разветвленная система штрафов за просрочку в доставке, чего также нет ни в одной другой перевозочной конвенции.

Есть и еще множество положений, существенно выделяющих СМГС из общего ряда международных транспортных соглашений и позволяющих говорить о более глубокой степени осуществленной им международной унификации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *