Ближайшие публикации будут посвящены одной из ключевых тем теории инвестирования – стратегическому управлению инвестициями.
Любая коммерческая организация, равно как и любой частный инвестор обязаны применять стратегический подход к своей инвестиционной деятельности.
Если, конечно, их интересуют серьезные финансовые результаты.
Чтобы удержаться «на плаву» во многих секторах экономики приходится обращать особое внимание на создание и поддержание эффективной системы управления финансовыми ресурсами.
Такая система должна уверенно отвечать на вызовы строящейся рыночной экономики и обеспечивать предприятию неуклонный рост прибыли.
Чтобы этого добиться, аккумулирования выручки и финансирования исключительно текущих потребностей недостаточно.
Нужны [1] четкая программа по вложению части свободных средств в фондовый рынок и [2] налаженная система управления соответствующими инвестициями.
Эти задачи традиционно разрешаются службами финансового менеджмента, но не только ими.
Еще со времен Рокфеллера крайне эффективной считается практика привлечения к процессу управления инвестициями и ценными бумагами рядовых работников предприятия или акционерного общества посредством реализации им некоторой доли акций.
Понятно, почему. Работник становится кровно заинтересованным в непрестанном повышении эффективности «родного» предприятия. Лучшей мотивации и не придумать.
Такая практика является одним из краеугольных элементов стройной системы стратегического управления инвестициями, позволяющая любой компании приспособиться к переменчивости и волатильности фондового рынка самым эффективным способом.
Стратегическое управление инвестициями
Стратегическое управление инвестициями – это наиболее короткий путь к повышению конкурентоспособности компании.
Все оттого, что любая стратегия позволяет оценить ситуацию, так сказать, «сверху», сделать финансовые цели, стоящие перед компанией или предприятием, ясными и понятными как для управленцев, так и для трудового коллектива.
Что же такое стратегическое управление инвестициями?
Под стратегическим управлением инвестициями принято понимать совокупность правил (инструкций) по распоряжению финансовыми ресурсами, рассчитанных на долгосрочное применение и объединенных единой глобальной целью – реализации МИССИИ компании.
Правильнее сказать, именно первичная обрисовка и письменное закрепление миссии компании становятся отправной точкой налаживания процесса стратегического управления инвестициями…
Миссия компании – это то, ради чего компания создавалась. Это больше чем просто получение прибыли.
Это, прежде всего, отражение духовных ценностей учредителей (создателей) компании.
Если говорить более приземленно и прагматично, в качестве элементов стратегического управления инвестициями могут выступать следующие цели:
[1] защита финансового капитала от обесценивания из-за действия инфляции;
[2] постоянный приток наличности и дополнительных финансовых ресурсов;
[3] поступательное и непрерывное приумножение капитала;
[4] обеспечение доступа к управлению компанией наиболее компетентным и профессиональным менеджерам;
[5] возможность реализации инновационных проектов, делающих мир ярче, интереснее, совершеннее;
[6] обеспечение сохранности собственности.
Если в основу стратегии управления инвестированием кладутся ПЕРВЫЕ три из перечисленных целей, можно с уверенностью утверждать, что мы имеем дело с портфельным инвестором, который напрямую не вмешивается в рабочие процессы компании.
Стратегические инвесторы в своей деятельности придерживаются трех ОСТАВШИХСЯ целей.
Им важно заполучить контрольный пакет акций не столько ради текущего дохода, сколько ради расширения своих возможностей по управлению коммерческой организацией.
Это, кстати говоря, и есть один из критериев деления на виды стратегий инвестирования, коих насчитывается превеликое множество (активные/пассивные, срочные, аукционная и арбитражная и проч.; их детальный разбор нам предстоит в последующих публикациях).
Инвестиционная стратегия
Инвестиционная стратегия проясняет не только долгосрочные – сугубо стратегические – перспективы развития компании, но и предусматривает ряд тактических шагов, определяющих конкретные виды подлежащих включению в инвестиционный портфель ценных бумаг и моменты их покупки и продажи.
Инвестиционная стратегия подобна чехлу со стрелами, где каждая стрела представляет собой частную стратегию инвестирования в отдельные виды ценных бумаг.
Реализация инвестиционной стратегии состоит из нескольких этапов, которые перечислены далее.
[1]. Письменное формулирование миссии компании и «пороговых» значений, характеризующих важнейшие показатели инвестирования в ценные бумаги (доходность, ликвидность, инвестиционный риск, надежность).
[2]. Документальное определение целей инвестирования, вытекающих из миссии компании, как с точки зрения деятельности компании, так и применительно к конкретным финансовым инструментам.
Цели инвестирования всегда [1] конкретны, [2] измеримы, [3] привязаны к конкретным временным рамкам
Хороший пример цели стратегического управления инвестициями: «Добиться по итогам работы за 1 полугодие доходности более 85 процентов годовых от вложений в акции компании ААА за счет изменения их курсовой стоимости».
[3]. Мониторинг состояния фондового рынка. На данном этапе выполняется:
[1] анализ рынка,
[2] составление рейтинга финансовых инструментов,
[3] отыскание недооцененных активов,
[4] составление прогнозов изменений рынка,
[5] обоснование инвестиционного потенциала отдельных отраслей экономики и иные мероприятия.
[4]. Определение и выбор конкретной стратегии управления инвестициями, обоснованно позволяющей добиться скорейшего и наиболее эффективного достижения целей.
Отдельные виды стратегий инвестирования мы разберем в следующий раз.