Теории максимизации прибыли и богатства

теория максимизации прибыли, что такое теория максимизации прибыли, теория максимизации прибыли это, сущность теории максимизации прибыли, теория максимизации богатства, теория максимизации богатства акционеров

Предметом рассмотрения настоящей публикации, в первую очередь, является теория максимизации прибыли (от англ. Profit Maximization Theory), относящаяся к числу научных теорий организации бизнеса, концентрирующихся, главным образом, на определении приоритетных целей предпринимательской деятельности.

Совершенно естественно рассматривать повышение прибыли основополагающей целью предпринимательской деятельности.

Ради этого, собственно коммерческие организации и создаются.

Между тем, опираясь на нашу теорию, желательно располагать полной информацией о наличествующих «подводных камнях», ряд которых мы обозначим далее.

Этой «камни» спрятаны в дополняющей первую теорию теории максимизации богатства. Впрочем, обо всем по порядку.

Теория максимизации прибыли

Начнем с простейших теоретических концепций.

Разницу (маржу), отделяющую полученные от реализации продукции доходы (выручку) от произведенных в том же периоде расходов, как раз и считают прибылью.

Чем успешнее действующая на предприятии система мер по реализации собственной продукции, тем выше доходы, а вместе с ними – и прибыль.

Значение прибыли в коммерческой деятельности преувеличить невозможно.

Именно она является главным источником финансирования этой деятельности, а также источником формирования всех фондов и резервов коммерческой организации.

Все бы хорошо, если бы не нюансы, обычно встречаемые на практике.

теория максимизации прибыли, что такое теория максимизации прибыли, теория максимизации прибыли это, сущность теории максимизации прибыли, теория максимизации богатства, теория максимизации богатства акционеров

Казалось бы – шлепай побольше каких-нибудь шпенделей, борись за качество продукции, выходи на низкоконкурентные рынки – и будет тебе счастье, в смысле — доходы.

Ан-нет. Недостаточная покупательская способность населения и перенасыщение рынка аналогичной продукцией могут на корню погубить самые амбициозные начинания.

Какими бы классными при этом ни смотрелись выточенные шпенделя…

Ставка на прибыль, как на главный источник самофинансирования, может оказаться проигрышной.

Что, кстати говоря, и демонстрируют предприятия, чьи склады переполнены готовой продукцией. Отличного качества, надо отметить…

Какова же альтернатива?

Мы помним, что прибыль обычно разбивается на две значимые части:

[1] капитализируемую часть, используемую для формирования собственных фондов и резервов, и

[2] дивидендную часть, главное назначение которой удовлетворить интерес акционеров в получении денежного вознаграждения.

Если инвестиционная политика предприятия потребует значительных ресурсов, дивидендная часть прибыли может быть существенно сокращена.

Тем самым будет нанесен удар по благосостоянию акционеров.

С другой стороны, коммерческая организация (акционерное общество) вправе эмитировать дополнительный объем акций и реализовать их действующим акционерам, пополнив за счет этого свои фонды, предназначенные для последующих инвестиций.

Это возможно при условии достаточного уровня благосостояния акционеров.

Таким образом, просматривается зависимость между уровнем благосостояния акционеров и будущими инвестиционными возможностями коммерческой организации.

Теория максимизации богатства

Исходя из предыдущих рассуждений, наша теория максимизации прибыли требует некоторой корректировки.

Максимизация прибыли, конечно, важна, но это не единственная цель функционирования коммерческой организации.

С практической точки зрения гораздо важнее ориентироваться на повышение благосостояния акционеров, а максимизацию прибыли рассматривать лишь как средство достижения этой новой главной цели.

теория максимизации прибыли, что такое теория максимизации прибыли, теория максимизации прибыли это, сущность теории максимизации прибыли, теория максимизации богатства, теория максимизации богатства акционеров

Именно такой подход к определению стратегических целей предпринимательской деятельности и был воплощен в теории максимизации богатства акционеров (от англ. Wealth Maximisation Theory).

В этой теории важны два момента.

Во-первых, рост благосостояния акционеров обеспечивается не только увеличением объемов выплачиваемых дивидендов, но и наращиванием собственного (акционерного) капитала хозяйственного общества, за счет чего будет автоматически расти стоимость акций;

Во-вторых, финансовый менеджмент принимает решения, руководствуясь главным критерием – способностью предлагаемых мер обеспечить перспективный рост стоимости акций.

Теория максимизации богатства сильна, но не безупречна. К числу главных ее недостатков относят следующие:

  • решения, нацеленные на повышение благосостояния владельцев акций, вынуждены опираться на прогнозные оценки риска и курсовой стоимости акций, а прогнозы, как известно, сбываются далеко не всегда;
  • крайне сложно оценить рыночную стоимость акций, не котирующихся на бирже, что может привести к принятию сбивчивых и не всегда последовательных решений;
  • нередко заметно пристрастие небольшого числа акционеров, владеющих в совокупности необходимым пакетом акций, к принятию чрезмерно рискованных (в ряде случаев – провальных) решений, ведущих к обесцениванию акций;
  • адекватная реализация теории максимизации стоимости предприятия (богатства акционеров) возможна лишь на отрегулированных рынках, на которых цены на акции формируются исключительно под влиянием спроса и предложения.

Вот, пожалуй, и все. Можно перевести дыхание. Тем, кто дочитал до конца, удачных инвестиций!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *