Вспомогательные международные морские конвенции

конвенция по облегчению международного морского судоходства, международная конвенция о грузовой марке, международная конвенция по обмеру судов, грузовая марка, конвенция об условиях регистрации судов, морские конвенции

Международное торговое морское судоходство было бы затруднительным, чрезвычайно дорогим, небезопасным, а то и вовсе невозможным без единообразного урегулирования ряда чисто технических вопросов его осуществления.

Достижению этой цели служат следующие международные договоры:
[1] Конвенция по облегчению международного морского судоходства;
[2] Международная конвенция о грузовой марке;
[3] Международная конвенция по обмеру судов;
[4] Конвенция об условиях регистрации судов.

Мы последовательно рассмотрим каждый из этих международных договоров.

Конвенция по облегчению международного морского судоходства

Конвенция подписана в Лондоне, 9 апреля 1965 г. Действует в редакции 31 июля 1978 г., с изменениями и дополнениями от 10 января 2002 и от 7 июля 2005 г.

Основной текст Конвенции вступил в силу 5 марта 1967 г., последние дополнения — 1 мая 2003 и 1 ноября 2006 г. соответственно.

конвенция по облегчению международного морского судоходства, международная конвенция о грузовой марке, международная конвенция по обмеру судов, грузовая марка, конвенция об условиях регистрации судов, морские конвенции

В Конвенции участвует 114 государств, включая Россию — правопреемницу СССР, участвовавшего в Конвенции с самого момента вступления ее в силу.

Конвенция «облегчает» международное морское торговое судоходство с организационной стороны, а именно — посредством унификации формальностей и процедур, соблюдение которых может быть потребовано властями государств-участников от находящихся в их портах или водах иностранных судов.

Конвенцией установлен следующий исчерпывающий перечень документов, которые обязано иметь при себе каждое иностранное торговое судно:
(1) общая декларация;
(2) декларация о грузе;
(3) декларация о судовых припасах;
(4) декларация о личных вещах экипажа судна;
(5) судовая роль;
(6) список пассажиров;
(7) манифест (реестр, люковая записка) опасных грузов;
(8) документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией;
(9) морская санитарная декларация.

Международная конвенция о грузовой марке

Международная конвенция о грузовой марке подписана также в Лондоне 5 апреля 1966 г. и действуюет с изменениями 1988/2003 гг.

Конвенция вступила в силу 21 июля 1968 г.; в редакции последних изменений — с 1 января 2005 г. Участвует более 150 стран, включая Россию как правопреемницу СССР (с 22 июля 1968 г.).

Данная Конвенция «облегчает» международное морское торговое мореплавание со стороны технической, а именно — устанавливает обязательное для всех торговых судов, несущих флаг любого из государств-участников, требование иметь на миделе определенную отметку — грузовую марку — единого типа.

конвенция по облегчению международного морского судоходства, международная конвенция о грузовой марке, международная конвенция по обмеру судов, грузовая марка, конвенция об условиях регистрации судов, морские конвенции

По грузовой марке определяется максимальная безопасная осадка судна с грузом — то есть уровень, до которого судно может быть безопасно нагружено (грузовая ватерлиния).

Хотя максимальная допустимая загрузка одного и того же корабля одинакова (она определяется его техническими характеристиками), его осадка при одной и той же загрузке может быть различной и будет зависеть от плотности воды.

Последняя определяется ее температурой и тем, является ли вода пресной или соленой, а также регионом (в морях южных вода менее соленая, в северных — более).

При одной и той же загрузке судно будет «сидеть» в воде теплой и пресной гораздо глубже, чем в воде холодной и соленой.

Выглядит грузовая марка так:

конвенция по облегчению международного морского судоходства, международная конвенция о грузовой марке, международная конвенция по обмеру судов, грузовая марка, конвенция об условиях регистрации судов, морские конвенции

где TF (Tropical Fresh Water) — пресная вода в тропиках; F (Fresh Water) — пресная вода; T (Tropical Seawater) — морская вода в тропиках; S (Summer Seawater) — летняя морская вода; W (Winter Seawater) — зимняя морская вода; WNА (Winter North Atlantic) — зимняя североатлантическая вода.

Общий смысл Конвенции в том, что выход судна в международный рейс без грузовой марки и наличия у него Международного свидетельства о таковой попросту запрещен.

Исключение составляют случаи выдачи судну Международного свидетельства о6 изъятии для грузовой марки.

Точно так же запрещается выход в рейс судна, нагруженного свыше уровня, допускаемого нанесенной на нем грузовой маркой.

Контроль соответствия осадки грузовой марке осуществляет и ответственность за такое соответствие несет второй помощник капитана (так называемый суперкарго).

Международная конвенция по обмеру судов

Международная конвенция по обмеру судов (Лондон, 23 июня 1969 г.), вступила в силу 18 июля 1982 г. и объединяет более 150 стран, включая Россию (правопреемницу СССР, участвующего в Конвенции с самого начала).

конвенция по облегчению международного морского судоходства, международная конвенция о грузовой марке, международная конвенция по обмеру судов, грузовая марка, конвенция об условиях регистрации судов, морские конвенции

Существо ясно из наименования.

Конвенция унифицирует правила определения вместимости судов (Приложение I), порядок выдачи, аннулирования и признания мерительных свидетельств, а также их форму (Приложение II).

Конвенция об условиях регистрации судов

Конвенция об условиях регистрации судов, подписана в Женеве 7 февраля 1986 г., пока не вступила в силу, ибо объединяет лишь 14 стран (Албания, Болгария, Венгрия, Гаити, Гана, Грузия, Египет, Ирак, Кот д’Ивуар, Либерия, Ливия, Мексика, Оман, Сирия), в то время как для ее вступления в силу нужно не менее 40 ратификаций.

конвенция по облегчению международного морского судоходства, международная конвенция о грузовой марке, международная конвенция по обмеру судов, грузовая марка, конвенция об условиях регистрации судов, морские конвенции

СССР подписал Конвенцию 12 февраля 1987 г., но она так до сих пор и не ратифицирована.

Конвенция определяет понятие государства флага судна, роль этого государства в деле регистрации судна, его обязанности в отношении такого судна.

Она же устанавливает принципы недопустимости использования более одного флага и недопустимости перемены флага в одном плавании, а также унифицирует требования к государственной регистрации судов, имеющей международное признание.

Вызываемая этим необходимость разрушения или существенного изменения национальных регистрационных систем и становится главным препятствием для участия в Конвенции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *