В российском ломбардном сегменте автоломбарды – направление относительно новое. Первые подобные учреждения начали появляться в 90-ых годах прошлого века.
Главная их функция – в отличие от традиционных ломбардов – выдача денежных займов под залог транспортного средства.
В 2000 году в столичном регионе их насчитывалось два с половиной десятка, а в 2013 – уже более трех сотен. В настоящий момент каждый автоломбард в Москве кредитует порядка 50-70 клиентов в месяц.
Почему именно автоломбард?
Данный сегмент привлекателен значительными суммами кредитования: от 2 до 70 тыс. долларов. Соответственно, возрастают и заработки на процентах.
Для открытия автоломбарда понадобится приличный стартовый капитал, достаточный для выдачи кредитов, а также аренды стоянки. Поэтому вложения в открытие и развитие автоломбарда несопоставимо больше сумм, требуемых для открытия классического ломбарда.
Закладывать можно практически любую авто- и мототехнику. Главное условие – ликвидность товара. Куда проще получить желаемую сумму под залог легкореализуемой на вторичном рынке иномарки, нежели десятилетиями колесящих по выбоинам да колдобинам отечественных авто.
Типичный клиент автоломбарда – представитель среднего класса, у которого возникла срочная потребность в совершении значимой и материально затратной покупки. Помимо скупки всякого бытового хлама, часто займы берутся ради финансирования отдыха за рубежом.
Еще один распространенный образчик клиентуры – мелкий предприниматель, нуждающийся в средствах на закупку товара, использующий данный инструмент в качестве альтернативы потребительским кредитам, когда те в силу тех или иных обстоятельств становятся недоступными.
Многие из обратившихся впоследствии прибегают к такого рода услугам повторно.
Главным преимуществом автоломбардов перед банками является быстрота принятия решения о кредитовании и получение займа в день обращения.
Кроме того, не нужно собирать кучу справок. Все, что нужно – это паспорт заемщика, паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации такового.
Не все то золото…
Заложить можно далеко не все, что ездит. Ломбарды не принимают авто, пострадавшие при ДТП, а также купленные в кредит.
Существуют и возрастные ограничения: так возраст «шедевров» отечественного автопрома не должен превышать 5 лет, для иномарок этот показатель несколько выше – 8-9 лет эксплуатации.
Люксовые авто также берут не слишком охотно, поскольку круг потребителей таких машин достаточно ограничен, а вот продать их весьма проблематично.
Работа ломбарда зависит также от наличия мест на стоянке, в случае отсутствия которых деятельность ломбарда временно притормаживается.
Немного о грустном
Усредненный автоломбард под залог авто заключает договоры на сроки не более 30 дней. Продлевать их впоследствии можно хоть целую вечность. Только это совсем невыгодно, потому что процентные ставки со временем становятся выше, чем ставки по кредитам в банках.
При невыполнении должником обязательств по договору, организация удовлетворяет свои интересы по кредиту за счет транспортного средства. Обычно это происходит не сразу, и с момента последнего платежа да продажи залогового авто проходит 2-3 месяца.
Нередко процесс реализации при просрочке описан в договоре.
Продажа может осуществляться на аукционах – в этом случае цена на авто составит около 60 % от рыночной стоимости с учетом издержек учреждения, либо через посредника, реализующего машину по полноценной рыночной цене и получающего процент от продажи.
Сколько придется заплатить на выходе?
Процентные ставки обуславливаются суммами займов, а также временем, на которое оный предоставляется. Стоимость услуги возрастает вместе с суммой и сроками кредитования.
Минимальные ставки возможны лишь в случаях, когда ссуда выдается на совсем уж короткий срок, а стоимость закладываемого транспортного средства значительно выше ссуженной суммы.
Кроме процентов по договору, выплачиваемых по окончанию срока его действия, клиент также оплачивает нотариально подтвержденную стандартную доверенность.
Немалых денег стоит и место на стоянке – с момента помещения авто на ее территорию счетчик включается. Отдельные автоломбарды предлагают также льготный, то есть бесплатный, период хранения, длительность которого соответствует сроку кредитного договора или меньше такового.
Если же возникает потребность в продлении договора, расценки на аренду повышаются примерно вдвое.
Некоторые автоломбарды пользуются правом на повышение процентной ставки в случае продления договора.
Если, например, клиент к окончанию 10-дневного срока, на который рассчитан договор, не успевает возвратить всю сумму и погашает лишь проценты, то составляется допсоглашение, устанавливающее более высокие ставки, чем те, что были предусмотрены первоначальным договором.
Пролонгация договора в отдельных учреждениях также не является бесплатной. За это с должника взимается дополнительная комиссия в 1 % от суммы кредита.
Окончательная сумма займа определяется после основательного осмотра транспортного средства оценщиком.
Малейшая царапина или заметно изношенные шины могут снизить сумму ссуды на пару десятков тысяч. В целом же сумма кредитования обуславливается рыночной стоимостью автомобиля на текущий момент.
Видео об автоломбардах: