Ценовая дискриминация третьей степени (также называемая групповой ценовой дискриминацией) возникает, когда фирма делит своих клиентов на две или более групп на основе их ценовой эластичности спроса и взимает с них различные цены.
Ценовая дискриминация третьей степени является наиболее распространенным типом ценовой дискриминации, поскольку фирме легче классифицировать потребителей на несколько групп, нежели пытаться предугадать резервную цену – максимальную сумму, которую потребители готовы заплатить за каждую единицу своей продукции.
Ниже приводится несколько реальных примеров ценовой дискриминации третьей степени.
[A]. Версия книги в твердом переплете и мягкой обложке: издатели обычно сначала выпускают книги в твердом переплете и оценивают их с премией к книгам в мягкой обложке, которые выпускаются после значительной задержки.
Они делают это, потому что хотят назначить более высокую цену клиентам, которые с большим нетерпением ждут книгу, и более низкую цену тем, чей спрос характеризуется большей эластичностью.
[B]. Низкая цена издания учебников: многие учебники имеют специальное издание, которое продается в развивающихся странах.
Несмотря на то, что в большинстве случаев специальное издание отличается только обложкой, его цена значительно ниже, чем у издания, издаваемого в развитых странах. Это происходит потому, что люди в развивающихся странах более чувствительны к ценам.
[C]. Авиабилеты: люди, которые бронируют билеты близко к дате поездки и/или без отдыха в выходные дни, получают более высокую цену, потому что у них негибкое расписание и низкая эластичность спроса.
Люди, которые заказывают билеты заранее, получают более низкую плату за проезд, потому что их спрос более эластичен.
Оптимальный объем производства при ценовой дискриминации третьей степени
Давайте рассмотрим компанию, разрабатывающую программное обеспечение премиум-класса для редактирования фильмов, которая практикует ценовую дискриминацию третьей степени, основанную на предполагаемом использовании ее программного обеспечения.
Обратные функции спроса и связанные с ними функции предельного дохода для частных лиц и коммерческих потребителей выглядят следующим образом:
PP = 50 – 5QP
MRP = 50 – 10QP
PC = 75 – 15QC
MRC = 75 – 30QC,
где Q – количество проданных экземпляров (в тысячах).
Предельные издержки фирмы (MC) фиксируются на уровне $3.
Максимизация прибыли для каждого сегмента происходит там, где предельный доход сегмента равен предельным издержкам. Общая прибыль максимизируется, когда сумма прибыли от обоих сегментов максимизируется.
Прибыль от сегмента частных лиц максимизируется, когда MRP равен $3:
50 – 10QP = 3
QP = 4,7 тысяч
Это значение соответствует цене в $26,5:
PP = 50 – 5 × 4,7 = 26,5
Аналогично, максимизирующий прибыль выпуск и цена в коммерческом сегменте составляют 2,4 тысячи и 39 долларов соответственно:
75 – 30QC = 3
QC = 2,4 тысяч
PC = 75 – 15 × 2,4 = $ 39
Диаграмма
На следующем графике показан результат максимизации прибыли в обоих сегментах.
Кривая коммерческого спроса круче кривой личного спроса именно потому, что коммерческий сегмент имеет более низкую эластичность спроса.
Заштрихованный синим прямоугольник показывает переменную прибыль от частного сегмента, а прямоугольник с черными границами показывает прибыль от коммерческого сегмента.