Бесплатный онлайн-курс. Инвестиции для начинающих

Ценовая дискриминация второй степени (также называемая нелинейной ценовой дискриминацией) возникает, когда фирма взимает различные цены за различные количества продукта.

Одним из условий (совершенной) ценовой дискриминации первой степени является то, что фирма знает цену резервирования каждой единицы, которую потребляет каждый из ее клиентов.

В большинстве случаев фирмы не располагают такой подробной информацией о своих клиентах, и им приходится определять цены бронирования с помощью какой-то другой меры.

Закон убывающей предельной полезности говорит нам, что цена резервирования для первой единицы должна быть выше, чем для второй единицы, и так далее, потому что предельная полезность уменьшается с увеличением потребления.

Ценовая дискриминация второй степени использует это понимание в том смысле, что она взимает разные цены за разное количество единиц, которые покупает потребитель.

Примеры ценовой дискриминации второй степени включают:

  • количественные скидки, когда больше единиц продается по более низкой цене за единицу; и
  • блочное ценообразование, когда потребитель платит различную цену за различные блоки продукта, например электричество, газ, Интернет и так далее.

Пример

Рассмотрим телекоммуникационную компанию Varys Communications. Обратная функция спроса компании (показывающая цену за ГБ данных) выглядит следующим образом:

P = $5 – 0.25Q

Поскольку наклон кривой предельного дохода в два раза больше наклона кривой спроса, функция предельного дохода может быть записана следующим образом:

MR = $5 – 0.5Q

Если предельная стоимость гигабайта данных постоянна и равна $2, то оптимальный выход наступит при P = $3,5 и количестве 6 ГБ.

На следующем графике показано, что происходит, когда отсутствует ценовая дискриминация:

Ценовая дискриминация второй степени

Зеленый пунктирный прямоугольник показывает общий доход (который в среднем составляет 21 доллар), а синий заштрихованный прямоугольник показывает прибыль в размере 9 долларов (=$21 — 6×$2).

Когда фирма практикует ценовую дискриминацию, кривая предельного дохода больше не имеет значения.

Это происходит потому, что фирме не нужно снижать свою цену, чтобы продать больше продукции. И это означает, что такая фирма должна производить продукцию до тех пор, пока цена выше предельных издержек.

Дополнительная прибыль

Давайте посмотрим, что произойдет, если наша компания установила цену 4.25 долларов за 1 ГБ при объеме трафика от 1 до 3 ГБ, 3.5 долларов за 1 Гб для тарифа от 4 до 6 ГБ и 2.5 долларов за 1 ГБ для тарифа от 7 до 10 Гб.

В соответствии с новым блок-ценообразованием общий доход составляет $33.25 (=3 × $4.25 + 3 × $3.5 + 4 × $2.5). Так как предельные затраты на 10 ГБ составляют $20 (=$2 × 10), прибыль здесь составит $13.25 (=$33.25 — $20).

На следующем графике показано, как «работает» ценовая дискриминация второй степени:

Ценовая дискриминация второй степени

Изменение профицита потребителей и производителей

Серые, синие и красные заштрихованные области показывают доходы от первого, второго и третьего блоков. Дополнительная прибыль равна сумме площадей прямоугольников Р1 и Р2. Вы можете убедиться, что она равна $4.25 (=$13.25 — $9).

Прямоугольник Р1 представляет собой потребительский излишек, который был присвоен производителем. Р3 показывает чистый рост благосостояния в результате ценовой дискриминации.

Белые не затененные треугольники под кривой спроса показывают потребительский излишек, который все еще остается. При совершенной ценовой дискриминации первой степени весь излишек потребителя преобразуется в излишек производителя.