Тема сегодняшней публикации – агентирование. Мы рассмотрим не только классическое изложение концепции агентирования, но и вспомним одну замечательную международную конвенцию, регулирующую интересующие нас вопросы.
Начнем с поиска доктринального ответа на вопрос, что такое агентирование, а следом разберем и другие вытекающие из него вопросы.
Что такое агентирование
В торговой практике принято в равной степени допустимое словоупотребление терминов «агентирование» и «агентское обслуживание».

Оба термина означают суть одно и то же.
С объективной стороны агентирование (агентское обслуживание) предполагает оказание на возмездной основе одним лицом, именуемым агентом, другому лицу, именуемому принципалом, некоторых услуг по поручению третьего лица, именуемого доверителем-принципалом, в его интересах, от его имени и за его счет.
Юридической основой взаимоотношений между агентом и принципалом выступает агентский договор (или – агентское соглашение).
Именно агентским договором и определяются порядок, характер, условия и объем агентирования.
Примеры агентирования
Наиболее широко агентирование распространено в судоходстве и внешнеторговой деятельности.
Это самостоятельный вид хозяйственной деятельности.

Примерами агентирования могут, например, служить следующие виды обслуживания, осуществляемых обычно по поручению судовладельцев:
- ускорение процесса погрузки-выгрузки судна;
- выполнение портовых, санитарных, карантинных, таможенных и прочих формальностей, касающихся пропуска и захода судна в порт;
- обеспечение грузовых операций судна;
- оформление различных типов документов (актов, манифестов, коносаментов, таймшитов, сопроводительных писем и других);
- обеспечение буксировки, при необходимости – наем лоцмана;
- информирование капитана судна и/или судовладельца о местных торговых обычаях и правилах, ходе погрузочно-разгрузочных работ и других существенных обстоятельствах, связанных с пребыванием судна в порту;
- обеспечение судна водой, материалам, продовольствием, топливом.
Агентирование способствует быстрейшему оборачиванию судов в порту, сокращая сроки их обслуживания и повышая эффективность их эксплуатации.
На судовладельце лежит обязанность по возмещению агенту расходов, связанных с выполнением обозначенных функций.
Отдельно оговаривается размер агентского вознаграждения, исчисляемого по особым правилам, действующим в порту пребывания судна.
Применительно к сфере торговли агентирование может включать в себя заключение определенного числа сделок купли-продажи в заранее оговоренных временных рамках и в привязке к конкретной территории.
Гаагская конвенция об агентировании
Правильное название интересующего нас документа – Конвенция о праве, применимом к агентским соглашениям (далее – Конвенция).
Заключена в Гааге 14 марта 1978 г., а вступила в силу с 1 мая 1992 г.
Участвуют Аргентина, Нидерланды, Португалия и Франция.
Как и всякий коллизионный международный договор, данный документ решает вопрос о праве, подлежащем применению в определенной сфере отношений.

Агентирование отличается тем, что предполагает установление связанных с ним отношении двух типов — так называемых внутренних (то есть отношений между принципалом и агентом) и внешних (то есть отношений агента к третьим лицам, с которыми тот совершил сделки по поручению и (или) на счет принципала).
Вопрос о составе и пределах полномочий агента может решаться по-разному для целей внутренних и внешних отношений с его участием.
Сообразно этому очевидному соображению и спланирована Конвенция:
- гл. I (ст. 1-4) определяет сферу ее применения;
- гл. II (ст. 5-10) — право, применимое к внутренним отношениям агента,
- гл. III (ст. 11-15) —к внешним.
Общие правила тут таковы. Вопрос о праве, применимом к полномочиям агента, для цепей внутренних отношений обсуждается по праву, избранному сторонами (ст. 5), либо (если оно не избрано) — правом страны-домициля (то есть коммерческого предприятия или места жительства) агента (ч. 1 ст. 6).
Что же касается отношений внешних, то тут — коль скоро идет речь об интересах неопределенного круга третьих лиц — уже не может быть и речи о праве, избранном сторонами (принципалом и агентом).
Здесь вступают в силу императивные коллизионные привязки: по общему правилу – к праву страны, в которой агент во время совершения соответствующего действия имеет коммерческое предприятие (ч. 1 ст. 11), то есть привязка к личному закону агента, а в определенных случаях (перечислены в ч. 2 ст. 11) – к праву места совершения агентом юридического действия, то есть к территориальному закону.
Рассмотренные нормы — это именно общие правила. Они знают целый ряд исключений, а их применение обставлено определенными условиями и границами.
Конвенция не находит широкой поддержки ввиду сложности с пониманием и практической реализацией отдельных норм.
Пользователю конвенции необходимо не просто ознакомиться с содержанием ее основных подходов, но и затратить усилия для определения соотношения отдельных ее правил. Вряд ли при таких условиях возможно говорить о достижении целей унификации.
Полезное видео о составлении агентских договоров: