Что такое IPO?
Термин «IPO» (читай: ай-пи-оу) уже очень давно перекочевал из англоязычной пляжной среды в наши пасмурные с прояснениями реалии.
Если вы слышали об IPO и отважно вкрапляете сие трехбуквенное сочетание в свои монологи, то от желающих пообщаться с вами, судя по всему, нет отбоя (кто же не мечтает перекинуться парой слов с эрудированным и, скорее всего, компетентным собеседником).
Лично мне участвовать в реализации процедуры IPO не приходилось, хотя кое-что на эту тему проплывало-таки мимо моего сознания.
Из наиболее устоявшихся ассоциаций могу привести, например, связку IPO – Facebook.
Благодаря слаженной работе средств массовой информации, отделить одно от другого уже года полтора немыслимо.
Как вы уже, наверно, догадались, сегодняшний разговор будет посвящен теме IPO (что такое IPO, каковы преимущества и недостатки IPO, и кое-что еще в том же духе).
Это просто теория IPO. Немного сумбурная, немного расплывчатая. И все же содержащая все, что нужно для цельного восприятия концепции IPO…
На кой ляд вам IPO?
Начнем с ЦЕЛЕЙ, преследуемых эмитентами на фондовом рынке. Эти цели для удобства можно сгруппировать, что мы и сделаем.
Эмитент выходят на рынок, главным образом, ради того, чтобы:
[1] привлечь дополнительные оборотные капиталы (самый простой способ решения – выпустить векселя либо, что предпочтительнее, биржевые облигации);
[2] обзавестись долгосрочными финансовыми ресурсами для последующего реинвестирования (либо за счет выпуска тех же облигаций, либо – акций);
[3] реализовать в полной мере принципы корпоративного управления (лучше всего за счет выпуска собственных опционов);
[4] сменить форму собственности либо организационно-правовую форму корпорации (эта цель достижима, пожалуй, только за счет эмиссии акций).
Как вы, наверно, уже догадались, наиболее востребованным способом достижения целей 2 и 4 является специальная процедура, именуемая сокращенно IPO (от англ. Initial Public Offering, дословно означающего «первоначальное публичное предложение»).
Какое же предложение имеется в виду?
Речь идет о выдвигаемом корпорацией НЕОГРАНИЧЕННОМУ кругу лиц предложении приобрести ВПЕРВЫЕ выпущенные ею АКЦИИ…
Виды IPO
Процедура IPO может распадаться на две составляющие: [1] PPO (от англ. Primary Public Offering) и [2] SPO (от англ. Secondary Public Offering).
Процедура PPO подразумевает ПЕРВИЧНОЕ предложение акций основного выпуска, процедура SPO – ВТОРИЧНОЕ предложение акций того же выпуска (то есть акций, которые УЖЕ куплены другими акционерами).
В тех случаях, когда компания осуществляет второй, третий и последующие выпуски акций, соответствующая процедура именуется сокращенно PO (от англ. Public Offering), и она, разумеется, отличается от рассматриваемой нами процедуры IPO.
Основные отличительные особенности IPO (в противовес процедуре PO) сводятся к тому, что:
[1] предложение о покупке акций в рамках этой процедуры делается ВПЕРВЫЕ,
[2] вторичный рынок выпускаемых акций отсутствует по определению, вследствие чего
[3] инвесторы в процессе принятия инвестиционных решений вынуждены опираться на заключения аналитиков, а не владельцев бизнеса.
Проведение IPO доступно лишь компаниям, твердо стоящим на ногах и обладающим мощным потенциалом к росту и расширению бизнеса (типа Facebook, например).
Такие компании уже отладили все необходимые бизнес-процессы, и единственное, в чем они нуждаются, так это в дополнительных оборотных ресурсах.
Как и всякий способ финансирования инвестиций, IPO обладает ярко выраженными достоинствами, но не избавлен от некоторых недостатков, из-за которых в ряде случаев финансисты склонны предпочитать иные способы привлечения требуемых капиталов…
Преимущества IPO
К числу неоспоримых преимуществ процедуры IPO обычно относят следующие:
[1] возможность «естественным» образом ПРИВЛЕКАТЬ долгосрочные финансовые ресурсы;
[2] ПОПОЛНЕНИЕ уставного фонда корпорации;
[3] придание активам компании БОЛЬШЕЙ ликвидности;
[4] привлечение ресурсов не в долг, а «НАВСЕГДА»;
[5] формирование положительного ИМИДЖА корпорации, возможность роста в мировом масштабе;
[6] признаваемая большинством инвесторов СПРАВЕДЛИВОСТЬ оценки стоимости компании.
Недостатки IPO
О недостатках IPO можно было бы и умолчать. Их не так уж и много, но все же, при прочих равных, о них стоит иметь представление. Итак, речь идет о:
[1] возможности реализации процедуры IPO ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО открытыми акционерными обществами;
[2] нежелательном ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ долей держателей акций;
[3] предоставлении на общих собраниях компании ПРАВА голоса вновь прибывшим акционерам;
[4] РАСХОДАХ на дивидендные выплаты;
[5] отсутствии стопроцентных ГАРАНТИЙ удачного размещения готовящегося выпуска акций;
[6] необходимости разглашения сведений о различных сторонах деятельности компании, прежде считавшихся СТРОГО конфиденциальными.
Со списками покончили. Как видим, преимуществ и недостатков IPO примерно поровну. Думается, это неспроста…
Что такое IPO: заключение
Те, кто посмышленей, уже догадались, что процедура IPO – это, по сути, обычный «советский» выпуск акций.
Более точным синонимом данного понятия, пожалуй, является «акционирование компании».
Это если без умничанья и как можно проще.
В общем-то все, что мне сегодня хотелось рассказать об IPO, я уже рассказал.
Здесь опущена тема этапов IPO с разбором конкретных сроков и процедур, соответствующих каждому этапу.
Все это – темы наших будущих публикаций.
Удачных инвестиций!
Спасибо за доходчивое объяснение по ИПО, теперь всё понятно :-)