По своей сути коносамент представляет собой разновидность товарораспорядительной ценной бумаги (наряду, например, со складской квитанцией или двойным складским удостоверением), благодаря чему он, собственно, и попал в поле нашего зрения.
Коносамент характеризуется сложной юридической природой и на практике выполняет несколько функций, каждой из которой мы сегодня уделим немного внимания.
Основной задачей настоящей публикации является предоставление лаконичных по объему и одновременно емких по содержанию сведений касательно того, что такое коносамент и какова сущность этого правового института.
Что такое коносамент?
Согласно мировой торговой практике, коносамент – это специальный документ, предоставляемый грузоотправителю перевозчиком в качестве подтверждения факта принятия к (как правило, морской) перевозке груза с целью последующей его передачи в месте назначения грузополучателю.
Правовое регулирование обращения коносаментов обеспечивается национальными кодексами торгового мореплавания, международными торговыми соглашениями и обычаями.
Отправитель груза вправе потребовать составления и выдачи ему нескольких экземпляров коносамента, каждый из которых обладает равной юридической силой, с обязательным отражением в каждом экземпляре числа составленных оригиналов коносамента.
Как только груз оказывается выданным грузополучателю на основании одного из оригиналов коносамента, все прочие экземпляры прекращают свое действие.
Важная деталь: права в отношении товара принадлежать ТОЛЬКО владельцу коносамента.
Если истинный владелец товара не сможет предъявить грузоперевозчику коносамент, в выдаче товара ему будет отказано.
Сущность коносамента
Главное назначение коносамента состоит в предоставлении собственнику товаров или груза возможности скорейшего их сбыта в условиях, когда сами товары фактически выбывают из его владения по причине передачи их на руки перевозчику…
Некий товар может пребывать в море на пути, к примеру, из Лос-Анджелеса в Гонконг.
Еще до прибытия товара в порт назначения осуществляется пересылка авиапочтой или другим способом коносамента покупателю, благодаря чему происходит переход к нему права собственности на товар от продавца.
С этого момента коносамент может быть предметом залога в Гонконгском банке либо очередной сделки купли-продажи где-нибудь в Каире…
Исторически коносамент возник примерно в XVI веке, как результат торговых обычаев, широко представленных в международной торговле.
В печатных источниках, относящихся ко второй половине XVII века, содержатся рекомендации о необходимости составления коносаментов в нескольких экземплярах с переводом на несколько языков.
В качестве титульного документа (фактически – ценной бумаги) коносаменты впервые были признаны английскими судами в конце XVIII века.
Функции и содержание коносамента
Содержание коносамента наиболее полно проявляется сквозь призму его функций, коих можно насчитать порядка трех.
Во-первых, как мы упоминали выше, коносамент относится к числу товарораспорядительных документов.
Распоряжение товарами происходит в форме учинения передаточной надписи на коносаменте и его предъявлении уполномоченным лицам.
Обладание коносаментом равносильно в юридическом плане обладанию самим товаром.
Во-вторых, коносамент выполняет функцию официальной квитанции перевозчика, удостоверяющей факт нахождения груза на судне под условием его транспортировки в порт назначения.
Наконец, в-третьих, коносамент выполняет функцию дубликата гражданско-правового соглашения, заключаемого между продавцом и покупателем до составления коносамента.
При этом в содержательном плане происходит дублирование условий соответствующего контракта (договора) в тексте коносамента.
Форма коносамента
На протяжении многих столетий практикуется типографский способ изготовления бланков коносаментов.
Отдельные позиции на таких бланках заполняются либо с помощью печатной техники, либо – «по старинке» – вручную.
Оборотная сторона коносамента содержит условия типового договора морской перевозки.
На лицевой стороне – особенно, когда речь идет о фирменных бланках крупных компаний-судовладельцев – размещается логотип и контактная информация о перевозчике.
В количественном отношении изготавливаются не менее трех экземпляров коносамента, идентичных по содержанию.
Правовой статус каждого экземпляра может быть двояким.
С одной стороны, допускается признание за каждым экземпляром силы оригинала (в таком случае на каждом экземпляре проставляется прямо указывающий на этот статус штамп).
С другой стороны, силой товарораспорядительного документа может быть признан только один экземпляр – ПЕРВЫЙ.
Все прочие экземпляры помечаются штампом «Копия» и нумеруются в произвольной форме.
Иногда практикуется изготовление копий коносаментов на бланках, отличающихся по цвету от оригинала.