Краудфандинг позволяет финансировать частные проекты, инновационные продукты, недвижимость, стартапы, вновь создаваемые компании и многое другое. Его суть – привлечение средств огромного числа частных инвесторов на основе публичного предложения.
Инициаторы проекта обращаются непосредственно к общественности, чтобы привлечь как можно больше потенциальных клиентов для совместного финансирования.
Слово «crowdfunding» состоит из английских терминов «crowd» (толпа) и «funding» (финансирование). То, что толпа получит в обмен на свои деньги, зависит от выбранной модели краудфандинга.
Принцип, по которому большое количество людей спонсируют тот или иной проект, известен человечеству давно. Самый яркий пример: финансирование гражданами Нью-Йорка в 1885 году возведение пьедестала статуи Свободы.
С начала 21-го века этот способ финансирования проектов обрел новые черты, благодаря возможности аккумулирования финансовых ресурсов за счет возможностей глобальной сети Интернет.
Впервые термин «краудфандинг» в современном значении был использован в США Майклом Салливаном в 2006 году. В 2011 году на европейском континенте (в Германии) были запущены первые краудфандинговые платформы.
Модели краудфандинга
В роли критерия определения моделей краудфандинга выступает то, что толпа получит в обмен на свои деньги в случае успешной реализации проекта. Таких моделей достаточно много.
[1]. Предпродажный краудфандинг
Толпа получает нефинансовое вознаграждение. Это может быть всего лишь небольшое спасибо или возможность пообщаться в неформальной обстановке с создателями проекта.
Эта модель используется при создании инновационных продуктов или услуг, а также в качестве маркетингового инструмента.
В роли инвесторов выступают люди, заинтересованные в результатах проекта, стремящиеся первыми заполучить новый продукт.
[2]. Пожертвование
Здесь спонсоры поддерживают проект, не получая взамен ничего. Эту форму краудфандинга используют социальные, культурные и некоммерческие проекты. Толпа дает деньги, руководствуясь моральными или этическими соображениями, просто желая творить добро.
[3]. Долевое участие (возвратный краудфандинг)
Инвесторы инвестируют в проект или компанию через собственный капитал. Инвесторы получают фиксированный процент от прибыли.
Этой формой краудфандинга «не брезгуют» стартапы, малые и средние предприятия, проекты в сфере недвижимости, энергетики и другие коммерческие предприятия. Она рассчитана на серьезных инвесторов, преследующих сугубо коммерческие цели.
[4]. Краудкредитование
При этой форме финансирования толпа инвесторов выдает инициаторам проекта кредит (заемный капитал) по ранее установленной процентной ставке.
В получении таких займов заинтересованы частные лица, самозанятые, малые и средние предприятия, проекты в сфере недвижимости, энергетики и другие коммерческие предприятия. Эта форма удобна для инвесторов, которые стремятся к надежному возврату вложений.
Этапы финансирования
Финансирование посредством краудфандинга обычно проходит в 4 этапа:
1. Презентация идеи | Инициаторы проекта представляют общественности новую идею (обычно через специальную интернет-платформу). Для презентации проекта часто используются изображения, видео и пояснительные тексты. Заранее определяются цели финансирования, период привлечения капитала и ответные выгоды, на которые могут рассчитывать инвесторы. |
2. Финансирование проекта | Физическое «перетекание» средств толпы вкладчиков на специальный счет инициаторов проекта. Толпа сама решает, какой суммы достаточно для финансового участия в проекте. |
3. Реализация проекта | Когда цель финансирования будет достигнута, создатели проекта получат деньги. В противном случае деньги возвращаются вкладчикам. Этот принцип «все или ничего» применяется на большинстве платформ, причем есть и исключения. После выплаты суммы финансирования инициаторы проекта могут приступить к реализации проекта. |
4. Выплата вознаграждения | Как только проект будет успешно реализован, толпа получит обещанное вознаграждение. Это может быть, в зависимости от выбранной модели краудфандинга, процент, доля в стоимости компании, небольшое спасибо, готовый продукт или идейное благодарение.
|
На практике процедура финансирования может отклоняться в сторону от предложенного алгоритма. Например, существует форма краудфандинга, при которой инвесторы поддерживает инициаторов проекта финансово через регулярные платежи.
Особенность краудфандинга заключается в том, что многие инвесторы инвестируют в проект напрямую, без дополнительных посредников, что подразумевает высокой степени ответственности.
Инициаторы проекта должны быть максимально прозрачными для этого, иначе толпу будет сложно убедить, участвовать в его финансировании или нет.
Преимущества
Краудфандинг предлагает множество преимуществ как для инвесторов, так и для создателей проектов:
- держатели денег (спонсоры, вкладчики, инвесторы) имеют возможность поддерживать друг друга, действовать совместно, а также выступать в роли первых потребителей финансируемого продукта;
- быстрое и простое финансирование, при котором проекты получают капитал гибко и недорого, без сложной бюрократии;
- толпа становится частью проекта, обеспечивая рыночный тест новой идеи;
- минимизация риска путем «реальной» проверки рынка;
- улучшение продукта посредством прямой обратной связи.
Риски
При краудфандинге ни один посредник не берет на себя риск реализации проекта. Поэтому обе стороны – инициаторы проекта и толпа инвесторов – и несут солидарную ответственность, если что-то пойдет не так.
Если реализация проекта не удастся, как планировалось, инвесторам грозит полная потеря их инвестиций.
Несмотря на то, что многие платформы обещают аудит проектов, риски инвестиций целиком и полностью ложатся на плечи инвесторов.
Тем не менее, объемы финансирования проектов и стартапов посредством краудфандинга по всему миру исчисляются сотнями миллионов долларов, показывая неуклонный рост на протяжении всего последнего десятилетия.