Что такое малое предприятие: понятие, задачи и критерии

Что такое малое предприятие: понятие, задачи и критерии

Управление малым предприятием подчинено ряду неписанных правил, обусловленных его незначительной штатной численностью, относительно невысокими оборотами, прозрачностью управленческой структуры.

Точного определения, что такое малое предприятие, в законодательстве нет.

При его формулировании придется опираться на конкретную норму федерального закона (назовем его для краткости — законом о малых предприятиях), посвященную предметному описанию категорий субъектов малого предпринимательства.

Анализ обозначенных категорий позволяет сформулировать критерии малых предприятий, которым ниже мы посвятили отдельный – весьма обстоятельный — раздел.

В дальнейших рассуждениях мы ограничимся несколько формальным определением, которое позволит сэкономить три-четыре страницы убористого машинописного текста, напичканного юридической терминологией, обычно сложно воспринимаемой неподготовленным читателем…

По сути, малое предприятие – это субъект хозяйствования (ИП или юрлицо), наделенный статусом малого предприятия в соответствии со специальным законом.

Обозначенный статус присваивается по мере обретения предприятием тех или иных характеристик, связанных с объемами получаемого дохода, числа задействованных работников, соответствием иным критериям малого предпринимательства.

Задача сегодняшней публикации – затронуть разноплановые аспекты деятельности малых предприятий, оставшиеся за рамками прежних публикаций либо освещенные недостаточно полно, как того требует поднятая тема.

Мы оценим признаки малого предприятия, разберемся с его организационной структурой, этапами создания и отчетностью малого предприятия, особенностями налогообложения, преимуществами и недостатками данной формы предпринимательства.

Вопросы объемные. Самое время приступить к их детальному разбору.

Признаки и задачи малого предприятия

Исчерпывающий перечень организационно-правовых форм малых предприятий прописан в упомянутом выше законе о малых предприятиях.

Ими потенциально могут быть индивидуальные предприниматели, потребительские и производственные кооперативы, хозяйственные партнерства и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Признаки и задачи малого предприятия

Все перечисленные субъекты должны отвечать критериям и особенностям малых предприятий, описанным этим же законом (соответствующие вопросы подробнейшим образом рассматривались нами здесь).

Важнейшими задачами малых предприятий являются:

  • совершенствование конкурентной среды в социально-значимых отраслях экономики;
  • создание дополнительных рабочих мест, в том числе на низкорентабельных производствах;
  • формирование уверенного в своих финансовых возможностях среднего класса;
  • стимулирование предпринимательской инициативы в регионах;
  • повышение занятости экономически активного населения.

Решение этих задач во многом обусловлено разноуровневой государственной поддержкой малых предприятий, принятием стимулирующих производство законодательных актов, активной политикой государства в сфере развития малого предпринимательства.

Виды малых предприятий

Исходя из производственной специализации принято выделять следующие виды малых предприятий:

А) специализирующиеся на промежуточной сборке или изготовлении отдельных компонентов, деталей, запчастей или узлов и

Б) ориентированные на выпуск готовой продукции.

Первая группа малых предприятий подвержена жесткому влиянию и финансовой зависимости от крупных компаний-заказчиков, имеющих возможность выбирать подрядчиков из множества конкурирующих субъектов малого предпринимательства.

Виды малых предприятий

Ко второй группе относится основная масса малых предприятий, задействованных в IT-сфере, строительстве, производстве одежды, продуктов питания и проч.

Они менее зависимы от крупных производств и могут конкурировать с ним наравне за счет более высокого качества и уникальности продукции.

Возможны и иные классификации малых предприятий, например, исходя из формы собственности, организационно-правовой формы, организационной структуры и ряда других.

Какой-то практической значимости такие классификации, как правило, не имеют.

Организационная структура малого предприятия

Система управления малым предприятием должна отвечать современным требованиям эффективности, гибкости и простоты. Ее основная задача – обеспечивать выживание малого предприятие в высококонкурентной среде.

Организационная структура малого предприятия предусматривает систему взаимосвязанных механизмов, ведущих к поставленным целям за счет эффективного использования ресурсов.

Еще на этапе создания малого предприятия учредители должны четко представлять его структуру и – хотя бы схематично – предполагаемое распределений ключевых полномочий руководящего состава.

Организационная структура малого предприятия

Чем яснее эта структура, тем эффективнее окажется функционирование ее отдельных звеньев (подразделений) и элементов (рядовых работников и менеджеров).

В процессе разработки организационной структуры малого предприятия целесообразно поразмышлять над следующими базовыми вопросами:

  • Каковы ключевые подразделения предприятия?
  • Как ключевые подразделения малого предприятия должны взаимодействовать между собой?
  • Каковы численность и специализация рабочего персонала в каждом подразделении малого предприятия?
  • Каковы уровни подчиненности отдельных подразделений малого предприятия?

При ответах на эти вопросы целесообразно использовать возможности графического представления анализируемых данных (например, блоков, соединительных линий и стрелок, используемых для создания презентаций в PowerPoint или аналогичных приложениях).

Организация предприятия малого бизнеса окажется тем эффективнее, чем логичнее с точки зрения производственного процесса будут увязаны между собой его структурные подразделения.

Чтобы достичь такого эффекта, от руководителей и собственников малого предприятия потребуется нетривиальная концентрация умственных усилий и безупречная ясность мышления, подпитанная богатым практическим опытом.

Этапы создания малого предприятия

Чтобы организовать малое предприятие, необходимо последовательно пройти сквозь череду создания малого бизнеса.

Обычно все начинается с элементарной оценки своих возможностей, их проецирования на текущее экономическое состояние в стране, рассмотрения плюсов и минусов ведения малого бизнеса.

Этапы создания малого предприятия

Далее придется изрядно «попотеть» над проработкой предпринимательских идей, отсеять заведомо абсурдные и недостижимые, хотя бы и с позиций текущих финансовых возможностей.

На данном этапе можно получить адекватную оценку рынка, который планируется занять посредством реализации той или иной бизнес-идеи.

Следующие этапы создания малого предприятия можно структурировать в форме короткого списка:

  • установить реальные цели;
  • обеспечить наличие необходимых ресурсов;
  • определить организационно-правовую форму;
  • определиться с составом учредителей;
  • пройти государственную регистрацию бизнеса.

Преимущества малых предприятий

Преимущества и недостатки малых предприятий необходимо рассматривать в контексте их хозяйственной деятельности в конкретной производственной сфере.

Благодаря государственной поддержке малые предприятия обладают выраженными преимуществами перед прочими субъектами хозяйствования в части льготного налогообложения, более простых правил ведения бизнеса.

Преимущества малых предприятий

Меньшая численность сотрудников и более высокая автоматизация производства за счет использования современного оборудования позволяют существенно упростить управление персоналом малого предприятия.

Данная организация предпринимательской деятельности является более мобильной и легче приспосабливаемой к меняющимся рыночным условиям. Реорганизация малых предприятий куда менее затратна в сравнении с преобразованиями на крупных производствах.

Упрощенный документооборот и прозрачная структура малых предприятий позволяет оперативно принимать руководящие решения, без бюрократических проволочек и многочасовых «посиделок», характерных для крупных (особенно – государственных) промышленных предприятий.

Вопросы охраны труда на малом предприятии регламентированы законодателем в отдельной главе Трудового кодекса, посвященной особенностям регулирования труда на предприятиях, являющихся субъектами малого предпринимательства.

Для отдельных категорий малых предприятий (в частности, микропредприятий) допускается упрощение кадрового документооборота, освобождение от обязанности разработки и принятия правил внутреннего трудового распорядка, положений по зарплате и премиям, сменного графика.

Недостатки малых предприятий

Анализ современных производств на примере малого предприятия позволяет выделить существенные недостатки этой формы бизнеса, несмотря на ее колоссальную государственную поддержку.

Большинство малых предприятий сосредоточено в крупных населенных пунктах, что вполне объяснимо.

Одно и то же производство – к примеру, по пошиву или ремонту одежды – будет рентабельным и прибыльным в областном центре и, скорее всего, малоприбыльным – в «затюханном» райцентре, где платежеспособность потенциальных клиентов и их общая численность существенно ниже.

Недостатки малых предприятий

Для многих малых предприятий характерна слабая техническая оснащенность, ставящая их в зависимость от крупных профильных производств.

Малым предприятиям сложнее масштабировать производство и разнообразить ассортимент уникальной продукции из-за нехватки средств для приобретения современных технологических линий и станков.

Как результат – основные показатели деятельности малых предприятий могут быть на порядок ниже в сравнении со средними или крупными предприятиями, что снижает к ним доверие со стороны кредитных организаций.

Из-за несовершенства управленческих методов и невысокой квалификацией большинства руководителей повышение эффективности деятельности малых предприятий может оказаться несбыточной мечтой.

Для девяти из десяти малых предприятий – если верить официальной статистике – на первом году определяющей является проблема выживаемости, решить которую удается немногим.

Из-за этого сфера малого предпринимательства традиционно характеризуется высокими рисками финансовых потерь.

Налогообложение малых предприятий

Налогообложение предприятий малого бизнеса выгодно отличается от условий и правил, применяемых к предприятиям, не обладающим таким статусом.

С одной стороны, малые предприятия пользуются налоговыми льготами. с другой – для них же предусмотрено ведение отчетности по упрощенной системе.

Налоговые льготы для малых предприятий могут быть (1) общими либо (2) специальными.

Налогообложение малых предприятий

К числу ОБЩИХ льгот относят:

  • поквартальную и безавансовую уплату налогов;
  • освобождение от налога на прибыль в течение двух лет с момента создания малого предприятия, производящего товары народного потребления или функционирующего в социально-значимой отрасли (к примеру, в строительстве);
  • возможность ускоренной амортизации производственных фондов.

К числу СПЕЦИАЛЬНЫХ налоговых льгот для малых предприятий можно отнести налоговый кредит – законодательно предусмотренную форму отсрочки части налоговых платежей, предоставляемую на основании соглашения между фискальным органом и субъектом хозяйствования.

Размер налогового кредита – 10 процентов годовой выручки. Отсрочка может применяться не более чем к половине объема налогового платежа.

Такой кредит может предоставляться для целей:

  • защиты окружающей среды;
  • импортозамещения;
  • покупки отечественного оборудования или оборудования со сроком износа свыше восьми лет;
  • закупки оборудования, используемого для создания рабочих мест для инвалидов;
  • проведения опытно-конструкторских работ и научных исследований;
  • некоторых других.

Отчетность малых предприятий

Характер отчетности малых предприятий обусловлен возможностью использования упрощенной системы ее учета.

При этом учетные документы должны обеспечивать должную полноту отражения сведений об основных показателях деятельности малого предприятия, которые могут потребоваться налоговым и контролирующим органам, а также использоваться при разработке бизнес-плана.

Малое предприятие может поступить двояко: (1) перейти на упрощенную систему налогообложения (УСН) или (2) обойтись уплатой единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Отчетность малых предприятий

Переход на УСН для юрлиц «чреват» сокращением числа налоговых расчетов и бухгалтерских форм, заменой большей части налогов единым налогом на доход и существенным упрощением бухгалтерской отчетности.

Индивидуальные предприниматели, обладающие статусом малого предпринимательства и перешедшие на УСН, обязуются вести книгу доходов и расходов, а вместо личного подоходного налога – на платной основе приобретают налоговый патент.

Принципы взимания ЕНВД устанавливаются федеральным законодательством. Введение ЕНВД на территории субъекта РФ производится отдельным законом этого субъекта.

Ставка ЕНВД не может превышать 20 процентов от вмененного дохода. На каждый вид деятельности требуется отдельный сертификат на уплату ЕНВД.

В течение первых двух лет становления малого бизнеса прибыль компании полностью освобождается от налогов.

Это большой бонус для тех, кто еще только выстраивает собственную модель предпринимательства.

Сторонние проверки малых предприятий

Активно развивающиеся малые предприятия могут периодически попадать в поле зрения контролирующих и правоохранительных органов, в чьи обязанности входит выявление «серых» схем предпринимательской деятельности и фактов сокрытия доходов в целях занижения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.

В таких случаях востребован профессиональный анализ финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями Министерства финансов или иных контролирующих органов.

Есть правила, по которым осуществляются соответствующие проверки.

Наиболее эффективными считаются внезапные проверки, позволяющие вскрыть двойной бухгалтерский учет, отсутствие необходимых лицензий и разрешений, факты выплаты заработной платы «в конвертах» и прочие махинации нечистых на руку предпринимателей.

Сторонние проверки малых предприятий

Совокупный срок всех проверок не должен составлять более 50 часов в год. При выявлении на малом предприятии серьезных нарушений этот срок может быть увеличен.

В зависимости от тяжести выявленных нарушений контролирующие органы вправе принудить предпринимателей к их исправлению (под угрозой наложения штрафных санкций и привлечения к административной, дисциплинарной или иной ответственности).

Нарушения, сопряженные с причинением государству ущерба в крупном или особо крупном размере, подлежать оценке правоохранительными органами в рамках уголовного судопроизводства.

В последнем случае незаконная предпринимательская деятельность малых предприятий приостанавливается либо прекращается.

При рассмотрении хозяйственных споров или дел о ликвидации или банкротстве малого предприятия судебные органы заинтересованы в объективной оценке кредитоспособности малого предприятия.

С этой целью субъект хозяйствования может подвергаться аудиту со стороны профессиональных аудиторов по назначению суда. Малое предприятие вправе провести внутренний аудит для получения данных о своем финансовом положении.

На этапе становления предприятия – в течение первых двух лет – владельцам малых предприятий опасаться проверок не стоит.

Государство дает время субъекту хозяйствования встать на ноги, набрать «нужную высоту», достичь значимых денежных оборотов. Этот период в предпринимательской среде получил название надзорных каникул.

Критерии отнесения субъектов хозяйствования к малым предприятиям

Еще одна важнейшая задача сегодняшней публикации – вооружить читателя четкими критериями, с помощью которых можно безошибочно определить, относится ли конкретный бизнес к малому предприятию или нет.

Таких критериев не так уж и много. Часть из них касается всех видов организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, а часть – лишь хозяйственных обществ и партнерств.

Первая группа будет включать основные критерии отнесения субъектов предпринимательской деятельности к малым предприятиям, а вторая – вспомогательные (дополнительные).

Критерии отнесения субъектов хозяйствования к малым предприятиям

Основных критериев мы насчитали три:

  • регистрация бизнеса в необходимой организационно-правовой форме;
  • соответствие численного состава персонала предприятия установленным пределам;
  • нормированный размер дохода;

Отдельная группа критериев распространяет свое действие исключительно на хозяйственные общества и партнерства.

К числу вспомогательных критериев будем относить:

  • должную структуру уставного капитала;
  • специфичный характер деятельности предприятия;
  • наличие статуса проекта в «Сколково»;
  • присутствие среди учредителей юридических лиц, оказывающих поддержку инновациям;
  • для акционерных обществ – отнесение акций к высокотехнологичным (инновационным) секторам экономики;

Базовым документом, раскрывающим содержание отмеченных критериев, является федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства.

С учетом изменений отдельных положений закона, имевших место в августе 2016 года и предыдущие периоды, отдельные критерии малых предприятий претерпели некоторую трансформацию, о чем мы предметно расскажем далее.

Действующие на момент публикации настоящей статьи (2017 г.) критерии отнесения субъектов хозяйствования к малым предприятиям представлены ниже в удобной для восприятия логической последовательности.

Критерий 1. Организационно-правовая форма предприятия

Законодателем строго ограничен круг организационно-правовых форм, в которых должны быть зарегистрированы субъекты хозяйствования, претендующие на «звание» малого предприятия:

  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.

В этот список не включены предприятия, являющиеся унитарными, концерны, финансово-промышленные группы, холдинги, религиозные организации, общественные объединения, благотворительные, паевые и иные фонды.

В силу этого они не могут относиться к субъектам малого или среднего предпринимательства независимо от соответствия/несоответствия прочим обязательным для этого критериям.

Критерий 2. Численный состав персонала предприятия

В основе расчетов лежит среднесписочная численность работников предприятия, рассчитанная за предшествующий календарный год.

Критерий 2. Численный состав персонала предприятия
Количество работников малого предприятия может быть совсем невелико

Их число не должно превышать 100 человек (для микропредприятий, являющихся разновидностью малых предприятий, этот порог существенно ниже – 15 человек).

Для хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств рассматриваемый критерий принимается во внимание лишь в случае их соответствия хотя бы одному требованию, описанному в предыдущем разделе.

Критерий 3. Нормированный размер дохода

В основу расчета берется совокупный доход по всем видам деятельности, полученный субъектом хозяйствования за предшествующий календарный год.

Суммирование денежных поступлений производится в соответствии с налоговым законодательством. Полученное значение используется фискальными органами для исчисления налогов.

Чтобы предприятие можно было бы отнести к малым, обозначенная величина дохода не должна превысить значение 800 млн. рублей. Для микропредприятий эта планка составляет всего 120 млн. рублей.

Для индивидуальных предприятий, которые в расчетном году не привлекали в процессе осуществления предпринимательской деятельности сторонних работников, принадлежность к категории малых предприятий будет определяться именно исходя из размера полученного дохода.

Дополнительный критерий A. Надлежащая структура уставного капитала

Наиболее запутанный и сложный для восприятия критерий, распространяющий свое действие исключительно на предприятия, действующие в форме хозяйственных обществ (ООО, АО, ОДО) или хозяйственных партнерств.

Законодатель требует одновременного соблюдения двух условий касательно участия в деятельности хозяйственного общества или партнерства сторонних участников:

  • совокупный размер долей государства в лице Российской Федерации в целом, ее субъектов и муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов (за исключением инвестиционных) никак не должен превысить 25-процентную планку;
  • общий размер долей участников, обладающих статусом юридических лиц, не отнесенных к категории малых или средних предприятий, не может быть больше 49 %.

Второе из обозначенных требований не распространяет свое действие на общества и партнерства:

  • числящиеся проектами в инновационном центре «Сколково», либо
  • деятельность которых сводится к внедрению или применению результатов интеллектуальной деятельности, либо
  • включенных в правительственный перечень юридических лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.
Дополнительный критерий B. Специфичный характер деятельности предприятия

«Специфичность» определяется специализацией хозяйственного партнерства или общества на интеллектуальной и инновационной сфере.

Обязательное условие – внедрение изобретений, селекционных достижений, ноу-хау, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, полезных моделей, разработка баз данных и программного обеспечения.

Исключительные права на внедряемые объекты должны принадлежать учредителям или участникам хозяйственных партнерств или обществ, к числу которых законодатель относит:

  • научные учреждения (бюджетные или автономные);
  • образовательные организации высшего образования, являющиеся бюджетными или автономными учреждениями.
Дополнительный критерий C. Наличие статуса проекта в ИЦ «Сколково»

Получение такого статуса хозяйствующим субъектом возможно после прохождения весьма тернистой процедуры регистрации.

На текущий момент инновационный центр «Сколково» заинтересован в проектах, реализующих космические, ядерные, информационные, биомедицинские и энергоэффективные технологии.

Дополнительный критерий C. Наличие статуса проекта в ИЦ «Сколково»
Школа бизнеса в инновационном центре «Сколково»

Заинтересованные предприятия подают специальную заявку, которую надлежит рассмотреть группе независимых экспертов.

Ежели таковая будет одобрена, предприятие получит статус малого (с учетом соблюдения прочих законодательных требований), после чего сможет довольствоваться преимуществами и льготами как для малых предприятий, так и предприятий, обладающих статусом проекта в ИЦ «Сколково».

Для последних, в частности, предусмотрены:

  • множественные налоговые льготы (освобождение от налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество организации, возмещение при определенных условиях таможенных пошлин и НДС, уплата страховых взносов по пониженной ставке, равной 14 %);
  • возможность получения дополнительного финансирования и исследовательских грантов;
  • льготные услуги со стороны ИЦ «Сколково» по ведению бухгалтерского и кадрового учета, юридическому сопровождению, проведению тренингов и семинаров, информационной поддержке и многому другому.

Если хозяйственное общество или партнерство, получившие статус проекта в ИЦ «Сколково», воспользуются налоговыми льготами в части возможности непредставления налоговой отчетности, отнесение их к категории малых предприятий будет обусловлено оценкой среднесписочной численности работников за предшествующий календарный код (критерий 2).

Дополнительный критерий D. Поддержка учредителями инноваций

Данные критерий может быть препарирован нами на ряд взаимосвязанных элементов.

Учредителями хозяйственного партнерства или общества должно выступать одно или несколько юридических лиц, числящихся в утвержденном Правительством РФ перечне юрлиц, предоставляющих господдержку инновационной деятельности.

Попасть в этот перечень могут следующие категории субъектов хозяйствования:

  • госкорпорации, признанные таковыми в соответствии законодательством о некоммерческих организациях;
  • публичные акционерные общества, не менее половины акций которых принадлежат государству;
  • хозяйственные общества, в которых публичные АО с преобладающей долей государственного участия вправе (1) распоряжаться более чем 50 % голосов, или (2) назначать директора предприятия, иной единоличный исполнительный орган или более половины состава наблюдательного совета (совета директоров) предприятия;
  • юрлица, созданные в рамках федерального закона о реорганизации Российской корпорации нанотехнологий.
Дополнительный критерий E. Особенная отраслевая принадлежность акций

Данный критерий относится исключительно к акционерным обществам.

Его суть – акции таких обществ должны: (1) обращаться на фондовом рынке и (2) относиться к акциям инновационного или высокотехнологичного сектора экономики.

С 01.07.2017 в стране действует новый критерий малых предприятий, относящийся исключительно к акционерным обществам.

Суть критерия сводится к тому, чтобы акционеры общества, представленные Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями, общественными и религиозными организациями (объединениями), благотворительными и иными – за исключением инвестиционных – фондами, не могли обладать более чем 25 % голосующих акций АО.

Для иностранных акционеров и акционеров, являющихся юридическими лицами, не имеющими статуса малого или среднего предпринимательства, — эта доля должна быть равной или ниже 49 % голосующих акций АО.

Видео о малом предпринимательстве:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *