Бесплатный онлайн-курс. Инвестиции для начинающих

Монополистическая конкуренция является промежуточным вариантом развития рыночной экономики, счастливо сочетающая в себе черты монополии и рынка совершенной конкуренции.

Вполне справедливо считать монополистическую конкуренцию «золотой серединой», наиболее полно удовлетворяющей чаяния потребителей, в силу чего эта модель рыночной экономики имеет весьма обширное распространение на всех широтах и континентах.

Наша цель на сегодня – разобраться в специфических чертах такого понятия, как «монополистическая конкуренция», и усвоить его содержание сквозь призму конкретных примеров рынков монополистической конкуренции.

А начнем мы с ответа на сакраментальный вопрос…

…что такое «монополистическая конкуренция»?

Если углубиться в суть данного понятия и попытаться дать ему определение, то последнее можно сформулировать примерно так: монополистическая конкуренция – это специфическая модель представленных в экономике рыночных отношений, отвечающая следующим требованиям:

[1] ограниченное число предприятий-производителей,

[2] производство широкого спектра продукции, и

[3] ограниченное (контролируемое) ценовое регулирование.

Особенностью рынка монополистической конкуренции – будем оптимистичны — является принципиальная невозможность «тайного сговора» и заключения нелегитимных соглашений между крупными игроками рынка относительно передела сфер влияния в отдельных сегментах экономики.

Указанная особенность сближает данную модель рыночных отношений с рынком совершенной конкуренции.

Причиной такого положения вещей является наличие достаточно большого количества конкурирующих между собой субъектов хозяйствования, преследующих свои собственные финансовые интересы.

Рынки монополистической конкуренции

Известна одна закономерность: монополистическая конкуренция возникает, как правило, на рынках с хорошо устоявшимися торговыми традициями и длительным периодом развития (то есть на ТРАДИЦИОННЫХ рынках).

Наиболее ярко монополистическая конкуренция представлена в:

[1] сфере услуг (парикмахерские, интернет-кафе, салоны красоты, заправочные станции, химчистки и тому подобные),

[2] пищевой отрасли (рынок мясных или молочных продуктов, шоколадных батончиков или жевательных резинок, газированных напитков или любой другой обособленной группы товаров),

[3] легкой промышленности (рынок стильной повседневной одежды, спорттоваров, зимней обуви известных брэндов и так далее).

Почему именно на этих рынках? Здесь очень хорошо выражены вкусовые предпочтения покупателей. Например, затронем рынок шоколадных батончиков.

…что такое «монополистическая конкуренция»?

Рынок представлен сотнями производителей, поставляющих качественную продукцию широченного ассортимента, позволяющего удовлетворить самые изысканные предпочтения: «Сникерс», «Марс», «Баунти», «Твикс» и иже с ними.

Очевидно, что многие покупатели уже определились со своими вкусами и поэтому чаще покупают, например, «Сникерсы», нежели другие виды шоколадных батончиков.

Между тем, если цена на «Сникерсы» неожиданно подскочит вверх, такие потребители безболезненно переориентируют свои предпочтения на батончики других видов.

Разумеется, цена – это не единственный фактор, формирующий покупательскую привлекательность товара. Не менее ценной в этом смысле может оказаться упаковка товара, лучшие условия обслуживания клиентов или, например, гибкая система скидок.

Чем больше на рынке представлено производителей, тем выше степень его сходства с рынком совершенной конкуренции.

Надо, однако, понимать, что на рынках монополистической конкуренции (в соответствии с фундаментальной диспропорцией 80/20) на незначительное меньшинство компаний приходится львиная доля выручки.

И хотя по факту они действуют в условиях жесткой конкуренции, «подвинуть» их с рынка практически невозможно…

Вхождение на такие рынки явными барьерами не обставлено, однако всегда следует отдавать себе отчет в том, что на них придется неминуемо столкнуться с высокой (выше среднего) конкуренцией, обусловленной заполненностью рынка производителями аналогичной продукции.

Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции

Кривая спроса, с которой сталкивается фирма в условиях монополистической конкуренции, имеет нисходящий наклон. Это происходит потому, что из-за дифференцированного характера продуктов они не являются совершенными заменителями друг друга.

И это предоставляет каждой фирме некоторую возможность устанавливать свою собственную цену.

Кривая спроса, соответствующая каждой фирме в условиях монополистической конкуренции, называется кривой остаточного спроса, которая показывает спрос на продукцию одной конкретной фирмы.

Кривая остаточного спроса более плоская, чем кривая рыночного спроса, поскольку индивидуальный спрос фирмы более эластичен, чем рыночный спрос.

Кривая остаточного спроса также находится слева от кривой рыночного спроса, поскольку индивидуальный спрос ниже рыночного спроса.

Фирма в условиях монополистической конкуренции может максимизировать свою прибыль, производя продукцию, при которой ее предельный доход равен ее предельным издержкам.

Прибыль, которую монопольно-конкурентная фирма может получить в краткосрочной перспективе, равна (P – ATC) × Q. На следующем графике показана краткосрочная максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции:

Максимизация прибыли в условиях монополистической конкуренции

Синяя заштрихованная область представляет собой прибыль, полученную фирмой в условиях монополистической конкуренции в краткосрочной перспективе.

Равновесие в долгосрочном периоде

Но поскольку нет никаких барьеров для входа или выхода, новые фирмы будут выходить на рынок таким образом, что кривая остаточного спроса каждой фирмы будет смещаться внутрь до тех пор, пока она не коснется средней кривой общих затрат.

Равновесие в долгосрочном периоде

На приведенном выше графике MR = MC находится вблизи 12 единиц, и в этот момент кривая спроса фирмы является касательной к средней кривой общих затрат.

Поскольку цена и средняя суммарная стоимость равны при максимизации прибыли на выходе, то в долгосрочной перспективе положительной экономической прибыли в модели нет.

Максимизация прибыли не происходит в минимальной точке средних общих затрат. Монополистическая конкуренция не приводит к совершенно конкурентному результату даже в долгосрочной перспективе. Всегда есть какая-то связанная с этим неэффективность.

Монополистическая конкуренция против других рыночных структур

Монополистическая конкуренция отличается от других рыночных структур следующим образом:

#1. Монополистическая конкуренция против олигополии

Монополистическая конкуренция отличается от олигополии тем, что существует очень слабая взаимозависимость между уровнями выпуска продукции различных фирм.

Олигополия может иметь однородный продукт или дифференцированный продукт, но монополистическая конкуренция всегда имеет дифференцированный продукт.

Монополистическая конкуренция против других рыночных структур

Кроме того, нет никаких барьеров для входа в монополистическую конкуренцию, но есть сильные барьеры в случае олигополии.

#2. Монополистическая конкуренция против совершенной конкуренции

Разница между совершенной конкуренцией и монополистической конкуренцией заключается в природе кривой спроса и природе продукта.

В то время как совершенно конкурентный рынок имеет однородный продукт, монополистическая конкуренция применяется в случае дифференцированного продукта.

Кроме того, фирма в условиях монополистической конкуренции сталкивается с нисходящей кривой спроса, а идеально конкурентоспособная фирма — с горизонтальной кривой спроса.

#3. Монополистическая конкуренция против монополии

Совершенная конкуренция отличается от монополии по причине барьеров для входа, характера продукта и рыночной власти.

Во-первых, нет никаких барьеров для входа в монополистическую конкуренцию, но есть высокие барьеры в монополии.

Во-вторых, в условиях монополистической конкуренции существует множество дифференцированных продуктов, а в условиях монополии — только один продукт.

В-третьих, хотя фирмы, участвующие в монополистической конкуренции, обладают определенной рыночной властью, она очень низка по сравнению с монопольной властью.

Резюме

Монополистическая конкуренция — это тип несовершенной структуры конкурентного рынка, в котором большое число фирм производят дифференцированную продукцию и нет никаких барьеров для входа.

Резюме

Монополистическая конкуренция является монополистической в том смысле, что из-за дифференциации продукции каждая фирма имеет некоторую рыночную власть, потому что из-за ее дифференцированных продуктов, даже если она увеличивает свою цену, ее конкуренты не могут захватить всю ее рыночную долю.

Но монополистическая конкуренция также является конкурентной, потому что нет никаких барьеров для входа, и если существующие фирмы получают положительную экономическую прибыль, новые фирмы могут легко войти на рынок, тем самым уменьшая рыночную власть существующих фирм.

Рынки, которые демонстрируют монополистическую конкуренцию, включают рестораны, больницы, небольшие торговые точки и так далее.