Бесплатный онлайн-курс. Инвестиции для начинающих

В экономике монополия (от греческих μονο — один и πωλέω — продаю) — это рыночная модель, в которой только одна фирма поставляет продукт, не имеющий близких заменителей.

Это специфическая модель рыночной экономики, которая характеризуется ТРЕМЯ признаками, свидетельствующими о том, что на рынке имеет место быть: (1) ОДИН производитель, (2) УНИКАЛЬНЫЙ товар, (3) жесткий КОНТРОЛЬ за ценами со стороны производителя.

Компания, обладающая монополией, называется монополистом. Совершенная конкуренция и монополия — два крайних случая рыночной структуры.

Совершенная конкуренция характеризуется ценообразующим поведением, монополии же обладают значительной рыночной властью, которая позволяет им диктовать цену, значительно превышающую их предельные издержки.

Благодаря обширным барьерам для входа монополист может получать положительную экономическую прибыль даже в долгосрочной перспективе.

Характеристики

Тремя определяющими характеристиками монополии являются: (1) наличие только одного продавца (и нисходящая кривая спроса), (2) отсутствие близких заменителей (и низкая эластичность спроса) и (3) очень высокие барьеры для входа.

#1. Кривая спроса монополиста и предельный доход

Поскольку монополист является единственным производителем, его кривая спроса является кривой рыночного спроса, то есть, как показано на графике ниже, предельный доход монополиста меньше его цены.

Предельный доход монополиста (MRM) задается следующим уравнением:

MRM = P + Q x (ΔP/ΔQ)

Приведенное выше уравнение говорит, что когда монополист увеличивает свои продажи на одну единицу, он потенциально может увеличить доход на P. Однако из-за нисходящей кривой спроса он должен снизить свою цену и на все остальные единицы.

Оба эти фактора приводят к падению предельного дохода монополиста.

Кривая предельного дохода монополиста обычно представляет собой прямую линию, которая находится на полпути ниже его кривой спроса, как показано на графике:

Характеристики

#2. Нет близких заменителей

Важно, чтобы продукт, предлагаемый монополистом, не имел близких заменителей, иначе потребители могли бы переключиться на продукты-заменители, если бы монополист попытался повысить цену, и это исключило бы возможность монополиста взимать высокие цены.

#3. Высокие барьеры для входа

Монополисты, как правило, получают положительную экономическую прибыль, которая мотивирует другие фирмы выходить на рынок и иметь кусок пирога тоже. Вот почему высокие барьеры на пути проникновения важны для существования и выживания монополии.

Барьеры могут существовать из-за законов и правил (таких как патенты, авторские права и прочие), доступ к критическим природным ресурсам или вследствие экономических явлений, таких как экономия на масштабе и так далее.

Но почему одни рынки легко монополизировать, а другие не так просто? Это зависит от ряда факторов, в том числе эластичности спроса на продукт, наличия эффекта масштаба, контроля над ключевым ресурсом, наличия правовых барьеров и так далее.

Виды монополий. Естественные монополии

Принять различать три основных вида монополий, отличающихся по условиям их возникновения: (1) естественная монополия, (2) государственная монополия (другое название – закрытая монополия), (3) открытая монополия.

Виды монополий. Естественные монополии

Ежели технологически или по другим причинам экономически выгоднее и с точки зрения конечного потребителя эффективнее пребывание на рынке лишь одного крупного производителя, принято вести речь о естественной монополии.

Естественные монополии складываются сами по себе, без вмешательства государства, в силу сложившихся исторических и экономических условий.

Типичными примерами естественных монополий являются организации водоснабжения, коммунальные предприятия, железные дороги и некоторые другие.

Государственные (закрытые) монополии

Если же государство преднамеренно или «по неразумению» чинит законодательные или иные преграды для вступления в отрасль или сегмент рынка тем или иным категориям производителей, значит, мы имеем дело с государственной монополией.

При государственной монополии именно государство решает, кто станет предприятием-монополистом (субъектом монополии), какие виды товаров и в каком количестве будут произведены, по каким ценам и кому они будут продаваться.

Государственные (закрытые) монополии

Ярчайшим примером государственной монополии является горнодобывающая компания «Де Бирс», захватившая ключевые южноафриканские алмазные рудники, благодаря чему на протяжении долгих десятилетий оказывает определяющее влияние на стоимость алмазов во всем мире…

Наиболее распространенными формами ограничений для выхода на рынок являются (1) лицензирование и (2) выдача патентов. Число и тех, и других едва ли поддается счету.

Если вести речь о Соединенных Штатах, то там лицензированию подлежат буквально все сколь-нибудь распространенные виды профессий (начиная от — понятное дело — врачей, заканчивая обслуживающим персоналом гостиниц, водопроводчиками и таксистами).

Количество видов лицензируемой деятельности там давно перевалило за полтыщи.

Примерно то же самое можно сказать и о патентах, удостоверяющих право изобретателя осуществлять контроль за использованием своего изобретения. Сроки действия патентов могут разниться (в тех же США – 17 лет, в России — 20).

Именно патенты обеспечили бурное развитие компаниям, обладающим мировой известностью: Coca-Cola, General Electric, Microsoft, Panasonic.

Открытые монополии

Наиболее «демократичный» вид монополии – открытая монополия. Эту роль играют компании-первопроходцы, выходящие на рынок с чем-то невиданным и доселе не производимым (например, Apple со своей линейкой гаджетов).

Открытые монополии

Разумеется, статус «открытая монополия» носит временный характер. Как только конкуренты разберутся, что да к чему, и выйдут на рынок с аналогами продукта, открытая монополия растворится в воздухе столь же стремительно, как и возникла.

Примеры

В следующей таблице приведены некоторые реальные примеры монополий на американском и некоторых других рынках:

СЕГМЕНТ МОНОПОЛИСТ
Текстовые процессоры и электронные таблицы Microsoft
Потоковое кино Netflix
Коммунальные службы Duke Energy (США), Eskom (Южная Африка)
Социальная сеть Facebook
Потоковое видео YouTube
Интернет-поиск Google
Футбол FIFA
Онлайн-ритейл Amazon
Пиво ABInBev