Что такое отчет о прибылях и убытках (пример)
Отчет о прибылях и убытках – это один из четырех ключевых элементов финансовой отчетности предприятия, содержащий данные о притоках и оттоках денежных ресурсов в течение отчетного периода и позволяющий оценить чистую прибыль организации.
Специфика аккумулируемых данных определяет круг форм отчета о прибылях и убытках. Их может быть три:
[1] единый список (самая распространенная форма);
[2] состоящая из двух частей таблица (доходы и расходы);
[3] единая строка, суммирующая доходы и расходы.
Подобно балансовому отчету, все данные в отчете о прибылях и убытках приводятся в сравнении с показателями предыдущего (базового) периода.
Статьи отчета о прибылях и убытках
Всякий отчет о прибылях и убытках группирует данные по четырем основным направлениям (доходы, расходы, а также прочие – не относящиеся к основной деятельности — доходы и расходы).
На основе этих данных рассчитываются показатели прибыли или убытков, которые также включаются в отчет.
Доходы – это результаты хозяйственных операций, увеличивающие активы либо уменьшающие пассивы предприятия.
Расходы – это «доходы наоборот»; результаты хозяйственных операций, влекущие рост обязательств предприятия либо уменьшение его активов.
Пример отчета о прибылях и убытках
Чтобы получить первичное представление о структуре отчета о прибылях и убытках, предлагаю рассмотреть нижеследующий пример.
Учету подлежать следующие типы данных:
1. Выручка от реализации
2. Себестоимость реализованной продукции [2.1] + [2.2] + [2.3]
2.1. прямые затраты на материалы
2.2. прямые отчисления на заработную плату
2.3. накладные расходы производственного характера [2.3.1] + [2.3.2] + [2.3.3] + [2.3.4] + [2.3.5]
2.3.1. амортизационные отчисления
2.3.2. косвенные расходы на материалы
2.3.3. косвенные расходы на заработную плату
2.3.4. социальное страхование
2.3.5. дополнительные выплаты к заработной плате (бесплатное медицинское обслуживание, субсидируемое питание, страхование жизни и др.)
3. Валовая прибыль [1] — [2]
4. Доходы, связанные с основной деятельностью
5. Расходы, связанные с основной деятельностью [5.1] + [5.2]
5.1. расходы на реализацию [5.1.1] + [5.1.2] + [5.1.3] + [5.1.4]
5.1.1. расходы на рекламу
5.1.2. расходы на организацию выставок
5.1.3. расходы по сбыту
5.1.4. транспортные расходы, оплачиваемые продавцом
5.2. общие и административные расходы [5.2.1] + [5.2.2] + [5.2.3]
5.2.1. заработная плата административного персонала
5.2.2. расходы на ведение судебных дел
5.2.3. амортизация административных зданий
6. Прибыль от основной деятельности [3] + [4] – [5]
7. Доходы, не связанные с основной деятельностью
8. Расходы, не связанные с основной деятельностью [8.1] + [8.2] + [8.3] + [8.4] + [8.5] + [8.6] + [8.7]
8.1. выплаты процентного дохода по ценным бумагам
8.2. арендные выплаты
8.3. списание дебиторской задолженности
8.4. уценка материально-производственных запасов
8.5. корректировки контрактных цен
8.6. убытки от колебаний валютных курсов
8.7. убытки от реализации необоротных активов
9. Прибыль до уплаты налога [6] + [7] – [8]
10. Налог
11. Чистая прибыль [9] – [10]
Представленный отчет легко можно приспособить под конкретные нужды, добавив либо убрав отдельные строки.
Пояснений требует лишь одна позиция: что собой представляет выручка от реализации?
Это сумма вырученных в результате реализации продукции денежных средств без учета предоставленных покупателям скидок и стоимости возвращенных товаров.
Если же скидки и стоимость возвращенных товаров учитывается, то полученная сумма именуется чистой выручкой от реализации.