Бесплатный онлайн-курс. Инвестиции для начинающих

Детерминанты спроса (также называемые факторами, влияющими на спрос) — это факторы, которые вызывают сдвиг кривой спроса. Изменение любого из детерминантов спроса приведет к изменению спроса, даже если цена останется неизменной.

Основными детерминантами спроса являются:

  • количество покупателей;
  • доход;
  • вкусы;
  • цена сопутствующих товаров;
  • ожидания потребителей.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

#1. Число покупателей

Обычно изменение количества покупателей напрямую влияет на количество товара, востребованного по конкретной цене.

#1. Число покупателей

Когда число покупателей увеличиваются, спрос, скорее всего, увеличится, а если количество покупателей уменьшаются, то и спрос, вероятно, уменьшится. Например, увеличение числа студентов приведет к увеличению спроса на книги.

#2. Доход

Изменение дохода в большинстве случаев напрямую влияет на спрос. Увеличение доходов покупателей позволит им покупать больше, при этом спрос будет увеличиваться, а снижение доходов будет ограничивать их покупки, при этом спрос будет уменьшаться.

#2. Доход

Однако для некоторых товаров спрос обычно меняется обратно пропорционально изменению дохода.

Например, если доходы потребителей, которые могли бы покупать только подержанные автомобили, увеличатся настолько, что теперь они смогут покупать новые, они будут покупать новые автомобили вместо старых.

Таким образом, спрос на старые автомобили будет падать с увеличением доходов.

#3. Вкусы

Вкусы потребителей — еще один важный фактор, определяющий спрос.

#3. Вкусы

Если вкусы потребителей изменятся таким образом, что они теперь больше отдают предпочтение продукту, то спрос на этот продукт будет больше, и если их вкус изменится неблагоприятно, им потребуется меньшее количество этого продукта.

В частности, предприятия рекламируют продукцию, чтобы изменить в свою пользу вкусы потребителей.

#4. Цена сопутствующих товаров

Существует два вида сопутствующих товаров: (1) товары-заменители и (2) дополнительные товары.

#4. Цена сопутствующих товаров

Изменение цены заменителя продукта обычно напрямую влияет на спрос на этот продукт. Например, падение цен на технологии солнечной энергетики приведет к снижению спроса на традиционную электроэнергию.

Спрос на продукт изменяется обратно пропорционально изменению цены дополнительного товара.

Например, снижение цен на автомобили приведет к увеличению спроса на автомобили. Все больше автомобилей будут нуждаться в большем количестве топлива, и спрос на топливо будет увеличиваться.

#5. Ожидания

Изменение ожиданий потребителей относительно продукта может повлиять на количество, которое они требуют.

#5. Ожидания

Например, если потребители ожидают, что будущая цена некоего продукта будет расти, они будут требовать больше, чтобы сэкономить деньги.

И наоборот, если они ожидают, что будущая цена снизится, они уменьшат спрос и будут ждать нужного момента, чтобы извлечь выгоду из более низкой будущей цены.