Эффект дохода и эффект замещения: сравнительный анализ

Эффект дохода и эффект замещения: сравнительный анализ Потребление


Эффект дохода и эффект замещения являются составляющими ценового эффекта, при котором количество потребляемого товара уменьшается вследствие повышения цены.

Эффект дохода возникает потому, что изменение цены изменяет реальный доход потребителя, а эффект замещения возникает, когда потребители выбирают заменители продукта.

Давайте рассмотрим потребителя, у которого ежемесячный бюджет составляет 165 долларов, которые он распределяет между просмотрами фильмов и обедами.

Визит в кинотеатр стоит 35 долларов, а обед — 20. Максимальное количество фильмов, которые он может посмотреть, и число обедов, на которые о может рассчитывать, составляют 8,3 ($165/$35) и 4,75 ($165/$20) соответственно.

Эти значения представлены начальной бюджетной линией потребителя BL-1 на графике ниже:

Эффект дохода и эффект замещения

Начальная бюджетная линия потребителя BL-1 является касательной к кривой безразличия IC1 в точке E. Это текущее равновесие потребителя, то есть комбинация фильмов и обедов, которой потребитель доволен при своем бюджете в 165 долларов.

Теперь давайте предположим, что цена фильма удваивается, то есть новая цена составляет 70 долларов. Увеличение цены фильма приводит к тому, что бюджетная линия меняется с BL-1 на BL-2.

При общем бюджете в 165 долларов количество возможных обедов остается прежним, потому что цена обеда не изменилась. Однако количество фильмов, которые можно эффективно смотреть, сокращается вдвое до 2,37 (=$165/70).

Новая бюджетная линия BL-2 является касательной к нижней кривой безразличия IC2 в точке N. Она показывает падение общей полезности потребителя из-за роста цен на фильмы.

Общее уменьшение количества востребованных фильмов равно разнице между фильмами, востребованными в E и в N.

Это происходит потому, что потребители переключаются на альтернативные товары (эффект замещения), и потому, что изменение цены снижает покупательную способность потребителя (т. Е. Эффект дохода).

Другими словами, общий ценовой эффект представляет собой комбинацию эффекта дохода и эффекта замещения:

Эффект цены = Эффект замещения + Эффект дохода

Эффект замещения

Из закона спроса следует, что количество потребляемого продукта увеличивается, если цена продукта уменьшается, и наоборот.

Одной из причин этого явления является замещение, то есть прекращение потребления потребителями продукта, цена которого растет, и переход на другие аналогичные продукты.

Так случается, когда рост цены делает продукт дороже, чем его заменители, и рациональные потребители решают, что не стоит продолжать потреблять продукт по его возросшей цене.

Чтобы определить величину эффекта замещения, мы игнорируем эффект дохода, то есть ротацию бюджетной статьи. Мы делаем это, сдвигая бюджетную линию наружу так, чтобы она пересекала начальную кривую безразличия в точке S.

Уменьшение количества требуемых фильмов, происходящее за счет движения вдоль начальной кривой безразличия IC1 из точки E в точку S, представляет собой эффект замещения.

Эффект замещения играет роль в изменении количества спроса, когда все прочие детерминанты спроса, такие как цена товаров-заменителей, уровень дохода и так далее, остаются неизменными.

Ротация бюджетной статьи в текущем примере обусловлена вмененным изменением реального дохода, а не фактическим изменением дохода. Фактическое изменение уровня дохода смещает кривую спроса, то есть вызывает изменение спроса на всех уровнях цен.

Эффект дохода

Эффект замещения объясняет только половину механизма, который приводит к нисходящей кривой спроса.

Другой способ, которым изменение цены приводит к изменению объема спроса, — заключается в изменении покупательной способности потребителя – так называемый эффект дохода.

Эффект дохода равен разнице между количеством потребляемых фильмов в точке S и точке N. Эффект дохода возникает потому, что при росте цен на фильмы потребитель чувствует себя менее богатым.

Нормальное благо против низшего блага

В случае нормального товара, то есть товара, количество которого увеличивается с увеличением дохода, эффект замещения и эффект дохода усиливают друг друга.

В частности, пример, рассмотренный выше, является нормальным товаром, и, следовательно, эффект замещения и эффект дохода работают в тандеме.

В случае некачественного товара (также называемого товаром Гиффена) эффект дохода и эффект замещения работают в противоположных направлениях, то есть чистый эффект равен разнице между эффектом замещения и эффектом дохода.

Это происходит потому, что низший товар по-разному реагирует на изменение дохода. Его спрос растет с уменьшением доходов и наоборот.

Оцените статью
Добавить комментарий