Бесплатный онлайн-курс. Инвестиции для начинающих

Эффект масштаба — это преимущества в виде снижения затрат на единицу произведенных товаров или услуг, которые являются результатом крупномасштабного производства.

Когда в течение заданного промежутка времени производится все больше и больше единиц продукции, процентное увеличение общих затрат оказывается меньше процентного увеличения общих единиц продукции. Но только до определенного предела.

Существует верхний предел производства, за которым преимущества крупномасштабного производства начинают снижаться (так называемый отрицательный эффект масштаба).

Эффект масштаба иногда подразделяется на (1) внутренний и (2) внешний. Внутренний эффект возникает из факторов внутри фирмы, в то время как внешний эффект масштаба обычно вызван факторами в окружающей среде, в которой работает фирма.

Эффект масштаба: понятие и ключевые факторы

Факторы

Основными факторами, обусловливающими экономию за счет масштаба, являются:

#1. Специализация

Фирмы, производящие продукцию в больших масштабах, нанимают большое количество рабочих. Это позволяет фирмам практиковать специализацию, разделяя рабочие места на более мелкие задачи.

#1. Специализация

Эти отдельные задачи назначаются отдельным работникам. Таким образом, работники тратят все свое рабочее время на ту часть, которую они знают лучше всего, и это также позволяет им совершенствовать свои навыки.

Общий результат этого заключается в том, что средняя единица продукции производится с меньшими затратами. Специализация также работает на уровне менеджмента.

#2. Эффективный капитал

Самые эффективные машины и оборудование основаны на передовых технологиях и имеют высокую производственную мощность.

Фирмы с крупномасштабным производством могут позволить себе такое оборудование и извлечь выгоду из своей полной мощности. При полном использовании таких машин или оборудования достигается более низкая себестоимость производства на единицу продукции.

Фирмы, имеющие мелкосерийное производство, либо не могут позволить себе такое оборудование, либо не могут использовать его на полную мощность.

#3. Переговорная сила

Крупные фирмы находятся в сильном положении, чтобы вести переговоры о лучших результатах с такими сторонами, как поставщики, профсоюзы, финансовые учреждения и правительство.

#3. Переговорная сила

При покупке сырья более крупные фирмы могут получить лучшие торговые скидки при оптовых закупках.

Они могут договориться о более низкой заработной плате, потому что люди стремятся работать в крупных компаниях даже при низкой заработной плате (не ниже минимальной, конечно).

Финансовые институты, такие как банки, более охотно предлагают кредиты по более низкой процентной ставке хорошо зарекомендовавшим себя фирмам, имеющим крупномасштабное производство.

#4. Обучение

По мере того как фирмы растут, они учатся как на опыте, так и на исследованиях. В небольших масштабах фирмы, как правило, являются молодыми, имеющими неэффективную структуру и процессы. Фирмы постепенно учатся на практике и становятся все более и более эффективными.

Фирмы также извлекают уроки из исследований, и более крупные фирмы могут позволить себе высокие затраты на исследования, которые приводят к улучшению процессов и новым формулам, что еще больше снижает их производственные затраты на единицу продукции.