Страновые риски, о которых сегодня пойдет речь, представляют собой совокупность факторов, оказывающих влияние на принятие инвестиционных решений иностранными инвесторами в силу специфических особенностей конкретного государства или территории.
Согласитесь, даже на интуитивном уровне ощущается некоторая разница между инвестициями в экономику Габона или, скажем, Буркина-Фасо, и финансовыми вложениями в инвестиционные проекты Соединенных Штатов, Японии или развитых европейских государств.
Знакомство с понятием странового риска для большинства отечественных инвесторов начинается, как правило, с приобретения недвижимости где-нибудь в Болгарии или Испании.
Прежде чем что-то купить «за бугром», не один десяток раз спросишь себя, чем чреваты такого рода вложения.
Так что тема вовсе не высосана из пальца и имеет прикладное значение.
Тем же, у кого пока нет собственной виллы на Адриатическом море, имеет смысл получить хотя бы беглое впечатление о том, что собой представляют страновые риски и для каких целей используются.
Суверенный риск и страновой риск
Понятие «страновой риск» является в некотором смысле преемником более размытого термина «суверенный риск», который использовался с 1970-х гг. для оценки рисков, связанных с предоставлением международных займов и кредитов правительствам суверенных государств.
Необходимость введения в употребление подобных терминов была обусловлена проблемами, которые все чаще стали возникать в процессе кредитования крупными коммерческими банками частных кредитополучателей из развивающихся экономик (особенно, из государств, не относившихся к числу стран-экспортеров нефти).
В более поздние периоды проблемы с возвратом кредитов и международных займов развивающимися странами резко обострились из-за ухудшения их экономического положения, политической нестабильности…
В ряде случаев приходилось иметь дело с фактами национализации (Эквадор, Алжир, Венесуэла, Шри-Ланка, Чили и др.) крупных предприятий и корпораций, ранее принадлежавших иностранным инвесторам, а также прямым отказом отдельных правительств от выполнения взятых на себя обязательств…
Все эти процессы привели к созданию отдельных «черных списков» государств, инвестиции в которые были сопряжены с повышенным риском потерь вложенных средств из-за нестабильности на внутренних финансовых рынках, угроз военного, политического и экономического характера, обуславливающих принятие правительствами непредсказуемых решений, в том числе связанных с отказом от выполнения условий соответствующих инвестиционных соглашений.
Каждое государство в таких списках получало некоторую совокупную оценку, которую все чаще стали именовать суверенным или страновым риском.
Эти понятия до сегодняшнего дня строгого определения не имеют и на практике могут обозначать достаточно широкий спектр факторов и характеристик.
Страновой риск или коммерческий?..
В некоторых случаях инвесторы могут маскировать под страновые риски те из них, которые таковыми, по сути, не являются.
Обычно речь идет о принятии некомпетентных управленческих решений, которые привели к убыткам.
При этом ни правительство страны, принимающей инвестиции, ни в целом политическая или экономическая ситуация объективно никак принятию таких решений не способствовали…
В таком случае ведут речь исключительно о коммерческих рисках, связанных с деятельностью конкретных фирм или организаций (отдавая при этом себе отчет в том, что на практике отделить одно от другого все же бывает весьма и весьма затруднительно…).
Дискриминация, экспроприация и еще кое-что…
Говоря о страновых рисках, стоит дать несколько более полную характеристику двух основных групп факторов, их составляющих.
Речь идет о факторах политических и факторах экономических.
Политические страновые риски не отличаются особым разнообразием и могут быть сведены к трем формам вмешательства в деятельность иностранных инвесторов:
[1] дискриминация;
[2] национализация;
[3] экспроприация.
Под дискриминацией в данном контексте понимают создание для отечественных субъектов хозяйствования более выгодных экономических условий и льгот по сравнению с совместными и иностранными предприятиями, транснациональными корпорациями (ТНК) и другими организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности, осуществляемые при участии иностранного капитала.
Национализация предполагает частичное лишение иностранных инвесторов права собственности на инвестиционные объекты.
Как правило, речь идет о передаче государству контрольного пакета акций или доли в уставном фонде предприятия, обеспечивающей возможность влияния государства на принятие ключевых управленческих решений.
Экспроприация является крайней формой национализации, предполагающей 100-процентный переход права собственности от иностранного инвестора к государству, принимающему инвестиции.
Экономические страновые риски
К экономическим страновым рискам относят обычно угрозу полной или частичной неплатежеспособности правительства по своим обязательствам вследствие чрезмерно большого внешнего долга страны.
Сюда же можно приплюсовать сезонные, климатические, техногенные и другие факторы, которые могут влиять на мнение инвестора о целесообразности тех или иных инвестиций…
К примеру, стихийные бедствия, наводнения, ураганы, тайфуны, характерные для того или иного региона, безусловно, должны включаться в совокупную оценку экономического странового риска.