Как определить эластичность предложения, и от чего она зависит

Эластичность предложения Спрос и предложение

Фирмы оценивают прибыль на этапе бизнес-планирования с учетом спроса, однако потребность в товаре тесно связана с ценообразованием, поэтому приходится анализировать другой фактор – эластичность предложения.

Показатель определяет влияние рыночной цены на объемы производства или то, насколько мобилен капитал, чтобы расширить производство с тем же объемом спроса за счет сверхприбыли.

Поскольку ценообразование зависит от издержек, а доход – от потребления, логично сопоставить выгоду с возможными темпами роста, чтобы запланировать расширение производства.

Эластичность
Повышение кривой графика происходит при продаже товаров с постоянной наценкой.

Объяснение термина эластичность предложения

Показатель выявляет связь между возможной стоимостью товара и объемом его выпуска. Несложно догадаться, как поведет себя кривая «цена – предложение» при прочих равных условиях.

График пойдет вверх, если товары компании покупаются с постоянной наценкой. Прямая производственного роста будет стремиться к бесконечности, пока потребитель платит больше.

Однако такая модель справедлива не для всех отраслей. Продажа скоропортящихся, сезонных и взаимозаменяемых товаров ограничена по времени. Фирмы при снижении стоимости могут мгновенно сократить выпуск «неликвида». Обратного рычага в рыночной экономике не существует.

Оборот капитала цикличен: товаропроизводитель платит зарплату и налоги, закупает сырье, оплачивает ремонт основных фондов. Чистого дохода для наращивания производства в краткосрочной перспективе недостаточно. Многократно увеличить цены, чтобы получить сверхприбыль, получится разве что у монополистов-волшебников.

Поэтому, когда исследуют эластичность, подразумевают средне- или долгосрочную перспективу. Накопленные за этот период активы следует инвестировать правильно. Динамика рынка даст сигнал для расширения или сворачивания мощностей.

Понятие в экономике

Эластичность в научной литературе – условный показатель, исследующий специфику жизненного цикла товара. Любому финансисту ясно, что в условиях рыночной конкуренции резервом для расширения производства становится ресурсосбережение. Стоимость товаров устанавливается механизмом спроса и предложения, поэтому прогнозировать резкое повышение цены не приходится.

Представьте иную ситуацию. Компания выпускает уникальный продукт. Спрос на продукцию резко «взлетает». Возникший из-за нехватки мощностей дефицит многократно увеличивает доход. Чистой прибыли хватает на запуск новых линий, наем рабочих и прочие нужды.

Оправдываются ли такие инвестиции действующим спросом и как поведет себя потребитель завтра – никому не известно. Но только не в случае с востребованным товаром.

Его стоимость по законам рынка растет, что создает «подушку безопасности» для дальнейшего развития. Динамику свободных цен, при которой запуск мощностей оправдан, отобразит уже знакомый график с 2 переменными.

Показатель эластичности – отношение объема предложения к цене, рассчитанных в процентном изменении.

При результате, равном 1, подразумевают, что коэффициент абсолютно эластичен: чувствительность предложения товаров по отношению к ценовым изменениям высокая. Производитель может как прекратить выпуск, так и резко увеличить.

Если показатель близок к нулю, предложение называют совершенно неэластичным: объемы выпуска остаются примерно одинаковыми при разной стоимости. Производителю либо невыгодно расширяться, либо цена товаров настолько низкая, что для расширения требуется финансовая поддержка со стороны.

Перекрестная эластичность

Многофакторную чувствительность наблюдают у компаний, выпускающих несколько взаимозаменяемых товаров-субститутов. Перекрестная эластичность выражает зависимость производителя от стоимости данной продукции.

Если производству легко изменить объемы выпуска, предложение эластично, и наоборот. Такую взаимосвязь легко продемонстрировать на примере крупных компаний.

Если рынок акций рухнет, банк выручает сверхприбыль от продажи гособлигаций с номинальным покрытием. Противоположная ситуация – с взаимодополняющими товарами: машиностроительный завод при низком спросе не покроет издержек простоя и тем более не станет наращивать выпуск смазочных материалов или запчастей.

Что такое коэффициент эластичности предложения, и как он рассчитывается

Показатель характеризует взаимосвязь выпуска с изменением рыночной стоимости. Эластичность по цене рассчитывается по формуле: отношение разницы объема предложения к изменению цены на 1% за соответствующий промежуток времени. Полученная величина показывает, как выпуск продукции влияет на динамику стоимости товара.

Если коэффициент эластичен, значит, производство не зависит от потребителей. У компании в краткосрочной перспективе хватает мощностей и запасов, и наоборот.

Когда товарооборот фирмы чувствителен к уменьшению стоимости, оборотных средств не хватает. Чем больше фирма заработает за 1 производственный цикл, тем дольше продержится «на плаву».

Формы эластичности предложения

Показатель чувствительности рассматривают относительно цен, сформированных стихийным или непредсказуемым рынком. Динамика стоимости по-разному влияет на фирмы. Выделяют несколько форм чувствительности.

Абсолютно эластичное предложение

Если объемы выпуска бесконечно изменяются при малом отклонении стоимости, то чувствительность возрастает. При совершенно эластичном показателе банкротство возможно только в случае резкого снижения спроса. Форма кривой медленно восходящая, а в краткосрочной перспективе – горизонтальная.

Абсолютно эластичное предложение
Абсолютно эластичное предложение – кривая в краткосрочной перспективе – горизонтальная.

Эластичное предложение

Если увеличение цены приводит к быстрому росту товарооборота, зависимость сильная. Величина изменения выпуска по сравнению с динамикой стоимости больше: график отображается в виде быстро восходящей линии в перспективе.

Эластичное предложение
Эластичное предложение – параметр растет более высокими темпами, чем изменяется другой фактор.

Предложение с единичной эластичностью

При такой форме изменение выпуска продукции на 1% становится причиной аналогичной динамики стоимости (за то же время). Отношение величин описывает прямопропорциональную зависимость.

Предложение с единичной эластичностью
Предложение с единичной эластичностью –  рассматриваемый параметр растет теми же темпами,
что и воздействующий на него фактор.

Неэластичное предложение

Если увеличение цены не приводит к росту товарооборота, корреляция слабая. Динамика стоимости отклоняется от величины изменения предложения на больший процент: график рисуется в виде прижатой к плоскости наклоненной.

Неэластичное предложение
Неэластичное предложение – темпы роста рассматриваемого параметра
меньше темпа изменения другого фактора. 

Совершенно неэластичное предложение

Если объемы производства абсолютно не меняются при положительной динамике стоимости, то чувствительность нулевая. Такая форма эластичности характерна для узкоспециализированных фирм, работающих на постоянного потребителя, поэтому никак не реагирующих на увеличение оборотных активов. Прямая изображается в виде вертикальной линии.

Совершенно неэластичное предложение
Совершенно неэластичное предложение –  изменение какого-либо параметра рыночной конъюнктуры
не влияет на величину рассматриваемого фактора. 

Какие факторы влияют на эластичность предложения

Промышленные, торговые или посреднические компании реагируют на рыночные изменения по-разному. Причин множество.

Факторы эластичности предложения:

  1. Сроки и арендная плата. Жизненный цикл товара влияет на оборачиваемость капитала. Быстрее или дороже продаешь – больше производишь.
  2. Мобильность производства. Наращивание мощностей заменяют выпуском другого товара (перепрофилирование).
  3. Вовлеченность ресурсов. Квалифицированные кадры, оборотный капитал и сырье поставщиков – факторы, прямо влияющие на скорость производственного цикла.
  4. Уникальность технологий, услуг. Грамотный маркетинг приводит к увеличению эластичности, стимулируя потребление. Отсутствие чувствительности предложения характерно для немассовых товаров.
  5. Доход потребителей. Чем чаще товар покупается, тем чаще выходят партии.
  6. Наличие мощностей и запасы товарно-материальных ценностей. Запланированный объем производства сохраняет стабильную прибыль при отсутствии простоев.
  7. Потребительские качества товара. Рациональный выпуск без издержек возможен при длительном сроке хранения сырья.

Основной фактор при расчете эластичности – время, которое имеет в распоряжении производитель, чтобы отреагировать на изменение цены. Чем продолжительнее период, тем больше возможностей для приспособления производства под динамичный спрос.

Эластичность спроса по цене предложения

Когда покупатель готов отдать за товар часть сбережений, предложение совпадает со спросом, на рынке установилась равновесная цена (справедливая).

Если же потребитель вынужден откладывать средства на покупку, объемы производства опережают темпы продаж.

Это приводит к увеличению расходов производителя (на аренду, складское оборудование). Эластичность падает, а у спроса – растет. Наблюдается жесткая обратная взаимосвязь.

Однако в случае с товарами первой необходимости зависимость потребителя сильная, спрос абсолютно неэластичен. Отказаться от услуги или товара просто не получается.

Такую «эластичность» регулируют на законодательном уровне, устанавливая фиксированные тарифы. Для развития отраслей жизнеобеспечения предприятия получают транши и государственные субсидии. Ценовая эластичность поддерживается искусственно, т.к. нагрузка на отрасль равномерно распределяется среди налогоплательщиков.

Эластичность спроса по доходу

С личными сбережениями ситуация аналогичная. Чем больше доход, тем эластичнее спрос, и наоборот. Однако следует учитывать тот факт, что запросы у покупателей различные. Кто-то откладывает на элитную недвижимость, а кому-то не хватает на оплату ЖКХ.

Чем выше запросы и ниже доход, тем менее эластичен спрос.

Исключением являются предметы роскоши и дорогостоящие госпрограммы, которые представляют интерес для элитарных кругов. Аукционы единичных произведений искусства, драгоценных камней; освоение космоса; переработка мусора – все эти работы не поставлены на поток и не подчиняются рыночному ценообразованию, а значит, не влияют на массовое потребление.

Факторы ценовой эластичности спроса

Если кратко, то чувствительность покупателя к приобретению товара зависит от его ценности в каждой рассматриваемой ситуации.

Факторов множество:

  1. Незаменимость.
  2. Значимость, ценность.
  3. Доля трат в текущем бюджете.
  4. Наличие аналогов/заменителей.
  5. Доступность.
  6. Общественное мнение.

Чем сложнее отказаться от приобретения, тем неэластичнее спрос. Ценными будут считаться товары, запланированные в бюджете в текущий период.

Спрос на товары Гиффена

На дешевую продукцию первой необходимости уходит до 50–80% бюджета. При повышении цены спрос на товар не падает. Покупатель тратит все больше, поскольку дешевых заменителей просто не существует. Обесценивание сопровождается «парадоксом Гиффена», что в российском контексте означает следующее: чем дешевле масло, тем больше хлеба мы едим.

Что такое факторы ценовой эластичности предложения

В экономике принято говорить о 2 доминантах рынка – конкурентном ценообразовании и монополизированности отрасли. Предложение более эластично по цене, если участники не завышают стоимость. Справедливую цену ожидают. Товар покупают в больших объемах.

Пример эластичности предложения

Ситуация 1. Вы биржевой брокер. Закрываете стартовые позиции «по звонку». Говорите клиенту о выгодной цене приобретения, но с условием: закрывать идентичные позиции после «просадки» рынка запрещено. Все довольны. Прибыль в кармане.

Ситуация 2. Вы пчеловод. Летом ездите на ярмарку. Зимой торгуете остатками по скидке. Все здоровы. Прибыль в кармане.

Ситуация 3. Вы гид. Получаете доход от резервирования. Предлагаете туристам задержаться для фотосессии на закате. Все счастливы. Прибыль в кармане.

Эластичность спроса и предложения – взаимозависимые показатели, коррелирующие с факторами производства и потребительским поведением. При прочих равных условиях чем эластичнее спрос, тем уязвимее производство. И наоборот: чем проще договориться с покупателем, тем мобильнее капитал.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
SPRINTinvest.RU
Добавить комментарий

Adblock
detector