Бесплатный онлайн-курс. Инвестиции для начинающих

Функция предложения — это математическое выражение отношения между количеством потребляемого продукта или услуги, его ценой и другими сопутствующими факторами, такими как затраты на ввод, цены на сопутствующие товары и так далее.

Функция предложения имеет одну зависимую переменную (то есть количество поставляемого товара) и множество независимых переменных, таких как рыночная цена, цена сопутствующих товаров, затраты на ввод и так далее.

Уравнение предложения может быть сформулировано путем изучения отношения между предложением (зависимой переменной) и независимыми переменными и определения того, является ли это отношение положительно или отрицательно связанным.

Например, в целом предложение и рыночная цена находятся в обратной зависимости. То же самое происходит и с ценами предложения и ввода, а именно при более высоких ценах ввода предложение оказывается ниже.

С другой стороны, предложение и технический прогресс находятся в обратной зависимости, то есть лучшая технология означает большее предложение и так далее.

Функция предложения может быть использована для определения ожидаемых количеств продукта, который поступит на рынок, если мы знаем рыночную цену, затраты на ввод и другие переменные.

Если у нас есть функция спроса и функция предложения для рынка, мы можем решить их, чтобы найти равновесную цену (рыночную клиринговую цену) и равновесное количество.

Пример

Давайте рассмотрим рынок такси в городе. Используя исторические данные, мы можем найти уравнение, используя множественный регрессионный анализ или другие статистические методы, которые связывают количество автомобилей (Q) с ценой за километр (P), расходами на топливо (F), топливной эффективностью (E), стоимостью аренды транспортного средства (L) и так далее.

Предположим, что мы пришли к следующему уравнению:

Q = 3,000 + 7,500 × P – 1,500 × F + 150 × E – 3 × L

Оно показывает, что количество доступных на рынке транспортных средств прямо пропорционально тарифу за километр и топливной экономичности одного автомобиля и обратно пропорционально стоимости топлива и стоимости лизинга.

Это уравнение показывает влияние как изменения количества поставляемой продукции, так и сдвига кривой предложения.

Затраты на топливо (F), эффективность транспортной единицы (E) и лизинговые расходы (L) являются определяющими факторами предложения, которые вызывают сдвиг кривой предложения внутрь или наружу.

Если текущие затраты на топливо составляют $1 за литр, текущая топливная эффективность составляет 15 км/л, а текущие затраты на лизинг — $ 400 в месяц, то мы можем просто использовать приведенное выше уравнение предложения, чтобы получить соотношение между количеством авто (Q) и стоимостью проезда за километр (P):

Q = 3,000 + 7,500 × P – 1,500 × $1 + 150 × 15 – 3 × 400

Q = 2,550 + 7,500 × P

Уравнение показывает, что с каждым повышением стоимости проезда на один доллар за километр на рынок выходит 7500 дополнительных такси.

Это упрощенное уравнение представляет собой изменение количества поставляемых товаров только в ответ на изменение стоимости проезда за километр (P).

Приведенное выше уравнение может быть использовано для определения количества такси, которые будут существовать на рынке, если стоимость проезда составляет (A) $ 1,75 и (B) $ 2,00:

Q1.75 = 2,550 + 7,500 × $1.75 = 15,675

Q2.00 = 2,550 + 7,500 × $2.00 = 17,750

Теперь давайте предположим, что новая стоимость топлива составляет $ 1.50 за литр, новый запас будет определяться с помощью расширенной функции поставки, потому что она включает в себя сдвиг в поставке.

Эти уравнения можно использовать для построения кривой предложения, как показано ниже:

Функция предложения и сдвиг

Обратите внимание на нисходящую наклонную кривую предложения, которая как раз соответствует закону предложения.

Синяя кривая предложения показывает зависимость между количеством такси и стоимостью проезда за километр, в то время как оранжевая линия также включает в себя эффект изменения цены на топливо.

Оранжевая кривая предложения сдвинулась внутрь, потому что стоимость топлива (то есть затраты на ввод) увеличилась.