- Определение функций управления
- Кем впервые было сформулировано понятие
- Классификация функций
- Общие или универсальные
- Конкретные
- Частные
- Характеристики управленческих функций в менеджменте
- Значение функций управления
- На каких принципах строится
- Механизм реализации функций управления
- Полная схема управленческих функций
- Предназначение основных функций управления в менеджменте
- Основные виды функций управления
- Организация и нормирование
- Планирование
- Координация
- Мотивация
- Контроль
- Регулирование
- Последовательность этапов управления в менеджменте
- Какая функция управления считается важнейшей
Понятие и классификация функций управления разработаны для оптимизации работы компаний. Система действий и менеджерских задач отличается при применении в сферах торговли, финансов, безопасности, при инвентаризации, переработке. Управленческий процесс включает в себя планирование, координацию, контроль, мотивацию и т.д.

Определение функций управления
Управленческими функциями называют виды менеджерской деятельности. Комплекс необходим для руководства предприятиями, организациями, группами, отделами, подразделениями.
Набор целенаправленных действий, методик, приемов и их регулирование подбираются для планомерной реализации задач, достижения запланированных результатов.
Каждая функция включает в себя:
- сбор сведений;
- обработку данных;
- обдумывание и разработку решений;
- придание формы;
- перенаправление задач сотрудникам;
- контроль за реализацией и т.д.
Система регулирования продукта или вида деятельности состоит из подпунктов, которые объединяет заданный цикл.
Кем впервые было сформулировано понятие
Понятие управленческих функций было впервые сформулировано ученым, теоретиком и практиком Анри Файолем (Франция). Для систематизации инженер выбрал фактор времени. Функции входят в комплекс последовательных взаимосвязанных этапов.
Классификация А. Файоля предусматривает:
- предвидение;
- организацию;
- распорядительство;
- согласие;
- контроль.
Впоследствии система пересматривалась, дополнялась другими исследователями. Однако сохранился предложенный принцип трехзвенного деления. А. Файоль первым обратился к необходимости распределить соотношение технических, организаторских, социальных способностей и знаний для регулирования компаний. Характеристики требуются для руководителей разных иерархических подразделений и уровней.
Классификация функций
Согласно классификации американской школы, используют опции планирования, организации, контроля и стимулирования. По российской традиции, в менеджменте применяют целеполагание, анализ, прогнозирование, мотивацию и т.д.

Общие или универсальные
Общие функции системы:
- относительно самостоятельны и взаимодействуют в процессе;
- востребованы на всех уровнях;
- применяются в регулировании разными предприятиями и т.д.
К универсальным задачам относят:
- планирование – позволяет пошагово достигать результатов, оптимизировать работу;
- организация – регулирует рациональное использование ресурсов;
- мотивация – определяет условия для эффективной работы сотрудников;
- контроль – отвечает за выбор методов проверки кадрового состава;
- координация – регулирует согласованность этапов, подразделений;
- руководство – определяет комплекс мер по реализации планов.
Конкретные
Под специальными функциями понимают разделение менеджерского труда. Для предприятий формируют адресные меры управления, набора и расстановки кадрового состава, сертификации, стандартизации процесса делопроизводства и т.д.
Каждая специальная задача объединяет следующие параметры:
- планирование;
- организацию;
- мотивацию;
- регулирование и т.д.
Управляющие контролируют кадровый состав, настройку транспортировки материалов, комплектующих, ремонт техники, оборудования и т.д.
Руководство компанией содержит проверку качества, оперативное устранение неполадок, сбоев в техническом процессе.
Контроль за инновациями включает регулирование исследований, технических разработок, создание опытных образцов, перевод методик в производство и т.д.

Частные
В компаниях также осуществляются частные функции:
- технологические – разработка систем выпуска продукта, способов производства, транспортировки, безопасного хранения;
- торгово-операционные – продажа товаров, услуг;
- производственные – технические операции по выпуску продукции, диагностике, профилактике сбоев в работе;
- коммерческие – повышение прибыльности производства, внедрение маркетинговых стратегий, управление запасами, остатками на складах и т.д.
Характеристики управленческих функций в менеджменте
В перечне основных характеристик управленческих функций (кратко):
- целевая направленность работ;
- повторяемость;
- однородность содержания;
- обособленность комплекса задач;
- единая специфика выполнения.
Значение функций управления
Процесс руководства предприятием является циклическим. Менеджмент включает несколько видов деятельности. Управленческие функции обеспечивают стабильную работу производств.
Комплексы задач имеют взаимосвязь с руководством.
Начальники компании, подразделений регулируют структуру фирмы, технологии, специфику работы, правила выбора, подготовки штата сотрудников и т.д. В процессе выделяют целевой, корпоративный, мотивационный типы управления.

На каких принципах строится
Функции строятся на таких принципах, как:
- гибкость – корректировка процессов допускается на разных этапах для достижения результата;
- экономичность – расходы планируются для роста компании с учетом доходов;
- единоначалие – руководство осуществляется по стандартам;
- обоснованность и научность управленческих решений;
- полномочие и ответственность;
- эффективность и экономичность менеджерских мероприятий;
- системность и комплексность в руководстве отделами, производствами и т.д.
Механизм реализации функций управления
Для реализации управленческих задач необходимы последовательные этапы.
Реализация маркетинговой функции включает:
- сбор и обработку информации для рекламной кампании;
- подбор и сегментирование целевых рынков;
- утверждение маркетинговых решений по выпускаемому продукту;
- взаимодействие с каналами продвижения и т.д.
Реализация производственной концепции включает в себя:
- подбор технологий;
- планирование программы;
- эксплуатацию и содержание оборудования;
- формирование производственных систем;
- внедрение программного обеспечения;
- организацию снабжения материалами, сырьем и т.д.
Реализация инновационной функции содержит:
- планирование процесса разработок;
- выбор стратегий для инноваций;
- поиск и оптимизацию ресурсов;
- реализацию исследований;
- внедрение инновационных методик, техник работы;
- сертификацию, патентование;
- защиту результатов от конкурентов.

Полная схема управленческих функций
Полная схема функций является цикличной моделью. Повторяющиеся этапы необходимы для достижения запланированных результатов.
Компоненты универсальной системы:
- планирование;
- мотивирование;
- контроль.
Сначала управленец выявляет проблему, ставит задачи. Завершается цикл получением и оценкой результата. Частота повторений этапов определяется системой управления.
.png)
Предназначение основных функций управления в менеджменте
Менеджерские функции определяют качество реализации планов.
Управленческие методики решают следующие задачи:
- формирование предприятия;
- сегментирование структурных подразделений;
- распределение зон ответственности между отделами;
- координирование действий сотрудников;
- повышение производительности труда;
- выявление рисков;
- совершенствование процесса и т.д.
Основные виды функций управления
Базовые управленческие задачи универсальны для предприятий в разных сферах.
В работе используют:
- организацию и нормирование;
- координацию;
- регулирование;
- планирование;
- контроль.
Организация и нормирование
Тип управленческой деятельности упорядочивает процесс и содержит:
- определение специфики работы;
- распределение задач;
- построение логических подразделений менеджмента;
- регулирование зон ответственности и т.д.
Обязанности распределяют следующими способами:
- по функциональным признакам;
- по объему;
- по территориальным характеристикам;
- на основе запросов потребителей и т.д.
Нормирование предусматривает обоснование расчетов, оценку качества. Задачи реализуют по регламентам.
Планирование
На этапе планирования определяют:
- задачи;
- сроки;
- требования к материалам, ресурсам;
- результаты.
Процесс включает также краткосрочные программы, бизнес-планы и регулируется плановыми показателями на производствах, в компаниях.
Цикл планирования содержит:
- исследование внешней среды;
- анализ преимуществ и недостатков;
- список мероприятий;
- корректировку планов.
Принципы планирования:
- На крупных производствах составляют детализированные планы. Разносторонне описывают задачи подразделений, отделов.
- В программах учитывают прогнозы в рамках отрасли, филиалов организации, конкурентных производств.
- Составляют запасные планы. Программы будут задействованы при форс-мажорных обстоятельствах.
- Разрабатывают программы с учетом бюджетирования.
Планирование является зоной ответственности управленцев компаний, отделов, филиалов.

Координация
Координация – центральная функция управленческого процесса. Методики помогают достигать согласованности подразделений, отделов и т.д. В результате растет прибыль, уменьшаются издержки предприятий.
Понятие координации включает:
- синхронизацию работы;
- объединение усилий;
- распределение задач для достижения цели;
- направление действий сотрудников;
- поддержание бесперебойной работы отделов;
- разделение ответственности, обязанностей.
Мотивация
В перечне задач мотивации:
- повышение качества труда;
- улучшение морального состояния кадров;
- признание достижений сотрудников;
- стимулирование активной работы специалистов.
В компаниях используются следующие формы мотивации:
- убеждение;
- информирование;
- внушение;
- психологическое воздействие и т.д.
Контроль
Контролем выступает процесс сравнения результатов с запланированными показателями. Деятельность менеджеров помогает выявлять, исправлять, предотвращать отклонения от намеченных параметров.
Стадии контроля:
- замер результатов;
- стандартизация, утверждение нормативов;
- сравнение достижений с планами.
Контроль может быть текущим, предварительным, заключительным.

Регулирование
Регулирование является менеджерской задачей по оценке изменений факторов внешней среды, влияющих на качество труда, точность решений, доведение стандартов до штата сотрудников и т.д.
В понятие входят:
- выбор и анализ методик;
- оценка эффективности техник;
- корректировка программ;
- составление перечня действий для получения результата;
- внедрение мер по улучшению работы и т.д.
Последовательность этапов управления в менеджменте
Для стабильного функционирования компании соблюдают стандартную последовательность этапов:
- Постановку целей. Менеджеры разрабатывают стратегии, выбирают задачи, разделяют этапы достижения результатов. При формировании планов учитывают ценности и миссию компании, принципы ведения бизнеса.
- Проведение диагностики. Предусматривает обработку информации, анализ и оценку данных.
- Прогнозирование. С помощью методики формируют сценарии развития, возможные сбои. Правки вносят в план.
- Планирование. Выполняется на основе прогноза, подчиняется установленным целям и учитывает управленческие решения.
- Мотивацию персонала. Осуществляется на основе программ, мастер-классов, тренингов, инструкций для сотрудников.
- Мониторинг и контроль. Управленцы проверяют точность исполнения задач, рассчитывают отклонения от программы, выявляют причины сбоев.
- Корректировку планов. Внесение поправок в производственный процесс. После анализа данных менеджеры изменяют методы работы, обучения сотрудников.
Какая функция управления считается важнейшей
Управленческие функции применяют на предприятиях комплексно. Задачи взаимосвязаны и эффективны при системном подходе, поэтому управляющие не выделяют важнейшие менеджерские опции. Необходимы стратегия, соответствие задач продуктивности компании, настройка согласованной работы персонала.