Что относится к функциям управления, и когда впервые было сформулировано общее понятие о них

Функции управления Менеджмент

Понятие и классификация функций управления разработаны для оптимизации работы компаний. Система действий и менеджерских задач отличается при применении в сферах торговли, финансов, безопасности, при инвентаризации, переработке. Управленческий процесс включает в себя планирование, координацию, контроль, мотивацию и т.д.

Управленец
В управленческие функции входит комплекс приемов для реализации задач.

Определение функций управления

Управленческими функциями называют виды менеджерской деятельности. Комплекс необходим для руководства предприятиями, организациями, группами, отделами, подразделениями.

Набор целенаправленных действий, методик, приемов и их регулирование подбираются для планомерной реализации задач, достижения запланированных результатов.

Каждая функция включает в себя:

  • сбор сведений;
  • обработку данных;
  • обдумывание и разработку решений;
  • придание формы;
  • перенаправление задач сотрудникам;
  • контроль за реализацией и т.д.

Система регулирования продукта или вида деятельности состоит из подпунктов, которые объединяет заданный цикл.

Кем впервые было сформулировано понятие

Понятие управленческих функций было впервые сформулировано ученым, теоретиком и практиком Анри Файолем (Франция). Для систематизации инженер выбрал фактор времени. Функции входят в комплекс последовательных взаимосвязанных этапов.

Классификация А. Файоля предусматривает:

  • предвидение;
  • организацию;
  • распорядительство;
  • согласие;
  • контроль.

Впоследствии система пересматривалась, дополнялась другими исследователями. Однако сохранился предложенный принцип трехзвенного деления. А. Файоль первым обратился к необходимости распределить соотношение технических, организаторских, социальных способностей и знаний для регулирования компаний. Характеристики требуются для руководителей разных иерархических подразделений и уровней.

Классификация функций

Согласно классификации американской школы, используют опции планирования, организации, контроля и стимулирования. По российской традиции, в менеджменте применяют целеполагание, анализ, прогнозирование, мотивацию и т.д.

Функции
Виды функции управления.

Общие или универсальные

Общие функции системы:

  • относительно самостоятельны и взаимодействуют в процессе;
  • востребованы на всех уровнях;
  • применяются в регулировании разными предприятиями и т.д.

К универсальным задачам относят:

  • планирование – позволяет пошагово достигать результатов, оптимизировать работу;
  • организация – регулирует рациональное использование ресурсов;
  • мотивация – определяет условия для эффективной работы сотрудников;
  • контроль – отвечает за выбор методов проверки кадрового состава;
  • координация – регулирует согласованность этапов, подразделений;
  • руководство – определяет комплекс мер по реализации планов.

Конкретные

Под специальными функциями понимают разделение менеджерского труда. Для предприятий формируют адресные меры управления, набора и расстановки кадрового состава, сертификации, стандартизации процесса делопроизводства и т.д.

Каждая специальная задача объединяет следующие параметры:

  • планирование;
  • организацию;
  • мотивацию;
  • регулирование и т.д.

Управляющие контролируют кадровый состав, настройку транспортировки материалов, комплектующих, ремонт техники, оборудования и т.д.

Руководство компанией содержит проверку качества, оперативное устранение неполадок, сбоев в техническом процессе.

Контроль за инновациями включает регулирование исследований, технических разработок, создание опытных образцов, перевод методик в производство и т.д.

Специальные функции управления
Конкретные функции управления.

Частные

В компаниях также осуществляются частные функции:

  • технологические – разработка систем выпуска продукта, способов производства, транспортировки, безопасного хранения;
  • торгово-операционные – продажа товаров, услуг;
  • производственные – технические операции по выпуску продукции, диагностике, профилактике сбоев в работе;
  • коммерческие – повышение прибыльности производства, внедрение маркетинговых стратегий, управление запасами, остатками на складах и т.д.

Характеристики управленческих функций в менеджменте

В перечне основных характеристик управленческих функций (кратко):

  • целевая направленность работ;
  • повторяемость;
  • однородность содержания;
  • обособленность комплекса задач;
  • единая специфика выполнения.

Значение функций управления

Процесс руководства предприятием является циклическим. Менеджмент включает несколько видов деятельности. Управленческие функции обеспечивают стабильную работу производств.

Комплексы задач имеют взаимосвязь с руководством.

Начальники компании, подразделений регулируют структуру фирмы, технологии, специфику работы, правила выбора, подготовки штата сотрудников и т.д. В процессе выделяют целевой, корпоративный, мотивационный типы управления.

Значение функций управления
Слаженная работа всего коллектива зависит от руководства.

На каких принципах строится

Функции строятся на таких принципах, как:

  • гибкость – корректировка процессов допускается на разных этапах для достижения результата;
  • экономичность – расходы планируются для роста компании с учетом доходов;
  • единоначалие – руководство осуществляется по стандартам;
  • обоснованность и научность управленческих решений;
  • полномочие и ответственность;
  • эффективность и экономичность менеджерских мероприятий;
  • системность и комплексность в руководстве отделами, производствами и т.д.

Механизм реализации функций управления

Для реализации управленческих задач необходимы последовательные этапы.

Реализация маркетинговой функции включает:

  • сбор и обработку информации для рекламной кампании;
  • подбор и сегментирование целевых рынков;
  • утверждение маркетинговых решений по выпускаемому продукту;
  • взаимодействие с каналами продвижения и т.д.

Реализация производственной концепции включает в себя:

  • подбор технологий;
  • планирование программы;
  • эксплуатацию и содержание оборудования;
  • формирование производственных систем;
  • внедрение программного обеспечения;
  • организацию снабжения материалами, сырьем и т.д.

Реализация инновационной функции содержит:

  • планирование процесса разработок;
  • выбор стратегий для инноваций;
  • поиск и оптимизацию ресурсов;
  • реализацию исследований;
  • внедрение инновационных методик, техник работы;
  • сертификацию, патентование;
  • защиту результатов от конкурентов.
Маркетинг
Функции маркетинга.

Полная схема управленческих функций

Полная схема функций является цикличной моделью. Повторяющиеся этапы необходимы для достижения запланированных результатов.

Компоненты универсальной системы:

  • планирование;
  • мотивирование;
  • контроль.

Сначала управленец выявляет проблему, ставит задачи. Завершается цикл получением и оценкой результата. Частота повторений этапов определяется системой управления.

Полная схема управленческих функций
Основные управленческие функции.

Предназначение основных функций управления в менеджменте

Менеджерские функции определяют качество реализации планов.

Управленческие методики решают следующие задачи:

  • формирование предприятия;
  • сегментирование структурных подразделений;
  • распределение зон ответственности между отделами;
  • координирование действий сотрудников;
  • повышение производительности труда;
  • выявление рисков;
  • совершенствование процесса и т.д.

Основные виды функций управления

Базовые управленческие задачи универсальны для предприятий в разных сферах.

В работе используют:

  • организацию и нормирование;
  • координацию;
  • регулирование;
  • планирование;
  • контроль.

Организация и нормирование

Тип управленческой деятельности упорядочивает процесс и содержит:

  • определение специфики работы;
  • распределение задач;
  • построение логических подразделений менеджмента;
  • регулирование зон ответственности и т.д.

Обязанности распределяют следующими способами:

  • по функциональным признакам;
  • по объему;
  • по территориальным характеристикам;
  • на основе запросов потребителей и т.д.

Нормирование предусматривает обоснование расчетов, оценку качества. Задачи реализуют по регламентам.

Планирование

На этапе планирования определяют:

  • задачи;
  • сроки;
  • требования к материалам, ресурсам;
  • результаты.

Процесс включает также краткосрочные программы, бизнес-планы и регулируется плановыми показателями на производствах, в компаниях.

Цикл планирования содержит:

  • исследование внешней среды;
  • анализ преимуществ и недостатков;
  • список мероприятий;
  • корректировку планов.

Принципы планирования:

  1. На крупных производствах составляют детализированные планы. Разносторонне описывают задачи подразделений, отделов.
  2. В программах учитывают прогнозы в рамках отрасли, филиалов организации, конкурентных производств.
  3. Составляют запасные планы. Программы будут задействованы при форс-мажорных обстоятельствах.
  4. Разрабатывают программы с учетом бюджетирования.

Планирование является зоной ответственности управленцев компаний, отделов, филиалов.

Планирование
Планирование для определение задач и сроков их исполнения.

Координация

Координация – центральная функция управленческого процесса. Методики помогают достигать согласованности подразделений, отделов и т.д. В результате растет прибыль, уменьшаются издержки предприятий.

Понятие координации включает:

  • синхронизацию работы;
  • объединение усилий;
  • распределение задач для достижения цели;
  • направление действий сотрудников;
  • поддержание бесперебойной работы отделов;
  • разделение ответственности, обязанностей.

Мотивация

В перечне задач мотивации:

  • повышение качества труда;
  • улучшение морального состояния кадров;
  • признание достижений сотрудников;
  • стимулирование активной работы специалистов.

В компаниях используются следующие формы мотивации:

  • убеждение;
  • информирование;
  • внушение;
  • психологическое воздействие и т.д.

Контроль

Контролем выступает процесс сравнения результатов с запланированными показателями. Деятельность менеджеров помогает выявлять, исправлять, предотвращать отклонения от намеченных параметров.

Стадии контроля:

  • замер результатов;
  • стандартизация, утверждение нормативов;
  • сравнение достижений с планами.

Контроль может быть текущим, предварительным, заключительным.

Контроль
Контроль выполненной работы закреплен за руководителем.

Регулирование

Регулирование является менеджерской задачей по оценке изменений факторов внешней среды, влияющих на качество труда, точность решений, доведение стандартов до штата сотрудников и т.д.

В понятие входят:

  • выбор и анализ методик;
  • оценка эффективности техник;
  • корректировка программ;
  • составление перечня действий для получения результата;
  • внедрение мер по улучшению работы и т.д.

Последовательность этапов управления в менеджменте

Для стабильного функционирования компании соблюдают стандартную последовательность этапов:

  1. Постановку целей. Менеджеры разрабатывают стратегии, выбирают задачи, разделяют этапы достижения результатов. При формировании планов учитывают ценности и миссию компании, принципы ведения бизнеса.
  2. Проведение диагностики. Предусматривает обработку информации, анализ и оценку данных.
  3. Прогнозирование. С помощью методики формируют сценарии развития, возможные сбои. Правки вносят в план.
  4. Планирование. Выполняется на основе прогноза, подчиняется установленным целям и учитывает управленческие решения.
  5. Мотивацию персонала. Осуществляется на основе программ, мастер-классов, тренингов, инструкций для сотрудников.
  6. Мониторинг и контроль. Управленцы проверяют точность исполнения задач, рассчитывают отклонения от программы, выявляют причины сбоев.
  7. Корректировку планов. Внесение поправок в производственный процесс. После анализа данных менеджеры изменяют методы работы, обучения сотрудников.

Какая функция управления считается важнейшей

Управленческие функции применяют на предприятиях комплексно. Задачи взаимосвязаны и эффективны при системном подходе, поэтому управляющие не выделяют важнейшие менеджерские опции. Необходимы стратегия, соответствие задач продуктивности компании, настройка согласованной работы персонала.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
SPRINTinvest.RU
Добавить комментарий

Adblock
detector