Примеры кадровой политики организации и определение простыми словами

Кадровая политика Менеджмент

Трудно переоценить значение сплоченного, квалифицированного персонала компании. Продуктивная деятельность фирмы невозможна без проведения такой кадровой политики предприятия (КПП), которая будет способствовать его развитию.

Кадры
Кадры решают многое.

Определение кадровой политики простыми словами

КПП включает не только подбор персонала. Это свод внутренних правил компании, основанный на ее миссии, требованиях законодательства. Все они объединены одной целью – способствовать как можно более полному выполнению фирмой своих задач.

Цели и задачи кадровой политики

КПП должна обеспечить предприятие работниками и создать такие условия, чтобы организация могла продуктивно работать, развиваться. Ее цели влияют на количество ресурсов, которые требуется вложить, а также на эффективность труда в целом.

Задачи КПП:

  1. Подбирать работников с точки зрения необходимой численности, квалификации.
  2. Сохранять баланс между старыми, опытными и вновь поступившими сотрудниками так, чтобы повышать продуктивность труда.
  3. Учитывать потребности рынка, требования общей стратегии фирмы.
  4. Проводить мониторинг решений, создавать прогноз.
  5. Осуществлять повышение квалификации работников.
  6. Создавать необходимый режим труда и отдыха.
  7. Заботиться о психологической совместимости персонала, моральном климате в коллективе.
  8. Формировать стратегию и тактические задачи работы с коллективом для достижения основных целей предприятия.

Факторы влияния

При работе с коллективом нужно учитывать внутренние и внешние факторы воздействия.

К последним относятся:

  1. Положение на рынке труда. Например, если присутствует дефицит сотрудников этой специальности, можно предложить более высокую зарплату, перейти на удаленную работу или передать часть обязанностей наемным организациям. Соответствующая служба должна изучать ситуацию.
  2. Общая экономическая ситуация в стране. В периоды кризиса меняются возможности предприятия в области работы с персоналом.
  3. Изменения в законодательстве.
  4. Научно-технический прогресс.

К внутренним факторам влияния относятся изменения целей и структуры предприятия, личные качества людей.

Субъекты кадровой политики

Субъектами КПП считают тех, кто формирует стратегию, – главу организации и начальников подразделений, которым доверена часть его полномочий. Они решают, какая стратегия в отношении сотрудников будет проводиться на предприятии, разрабатывают, а затем утверждают внутренние документы.

Субъекты кадровой политики
Глава организации утверждает кадровую политику компании.

Принципы классификации

Виды политики предприятия определяют в зависимости от степени влияния внешних факторов. КПП бывает открытой и закрытой.

Открытость политики

Открытое ведение работы с коллективом присуще молодым развивающимся компаниям. В ней активно используются возможности внешних источников. Например, организация ищет сотрудников на сайтах по поиску работы или меняет методы деятельности через нововведения.

Иногда КПП учитывает только внутренние факторы, нацелена на максимальную независимость. Тогда ее называют закрытой.

Методы реализации

Кадровая политика реализуется путем разработки нормативных актов. На основе целей предприятия создают основной документ, определяющий работу с кадрами. В нем указывают обязанности каждого звена.

В соответствии с принятым курсом издают приказы, составляют положения.

На предприятии обязательно должны быть:

  • положение о кадровой политике предприятия;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • коллективный договор;
  • должностные инструкции.
Правила внутреннего трудового распорядка
На предприятии должны быть Правила внутреннего трудового распорядка.

Направления кадровой политики

В осуществлении КПП участвуют не только кадровики, но и руководители организации.

Главные задачи в отношении кадров:

  • изучение потребностей компании в сотрудниках, предложений на рынке труда;
  • планирование КПП;
  • подбор, расстановка, трудовая адаптация вновь поступивших работников;
  • обучение, продвижение имеющихся кадров;
  • анализ изменений поставленных целей, потребности в новых рабочих местах;
  • подбор сотрудников;
  • оптимизация затрат на оплату работы персоналы;
  • эффективное использование кадров;
  • разработка планов социального развития;
  • создание схем для мотивации, повышения лояльности сотрудников;
  • организация рабочих мест, трудового распорядка, условий труда;
  • создание резерва.
Подбор
Подбор сотрудников – важная задача.

Разновидности кадровой политики организации

Типы КПП зависят от степени участия руководства в управлении персоналом.

Пассивная

Пассивный курс предполагает минимальную степень участия руководителей, ограниченную только наказаниями провинившихся, ликвидацией негативных последствий.

Реактивная

Реактивный вид работы с коллективом используют на небольших предприятиях, где руководители не готовы вкладывать средства в развитие кадровой политики.

Ситуация в коллективе постоянно мониторится. Для этого используют самые простые способы. Возникающие недочеты устраняют, конфликты вовремя гасят.

Но такая стратегия не рассчитана на прогнозирование ситуации, не учитывает изменения состава работников, целей предприятия, технологических новшеств.

Превентивная

Превентивная политика рассматривает не только существующую ситуацию, но и перспективы.

В этом случае делают краткосрочный прогноз, а также учитывают возможности дальнейшего роста, развития компании.

Активная

Это понятие применяют к тем компаниям, которые используют все способы, средства для ведения кадровой работы. Активная КПП – самый продуктивный метод работы с персоналом. Ее выбирают руководители, которые готовы проводить анализ, воплощать стратегию в соответствии с его результатами.

Активная
Активная кадровая политика – одна из продуктивных.

Пример кадровой политики организации

Независимо от принятой стратегии положение о направлении работы с коллективом включает разделы:

  1. Планирование.
  2. Прогнозирование.
  3. Маркетинг персонала.
  4. Подбор, наем сотрудников.
  5. Анализ потенциала.
  6. Обучение и аттестация.
  7. Социальные гарантии.

Единой структуры этого документа нет. Каждый руководитель сам принимает решение, каким он должен быть. Ниже приведен фрагмент одной из КПП:

Кто отвечает за разработку кадровой политики

КПП регулирует главное направление ведения бизнеса – определяет содержание работы с сотрудниками. Кадровую стратегию предприятия разрабатывает руководитель. Он назначает своих представителей, которые следят за выполнением тактических целей. Оперативные задачи решают менеджеры на местах.

Кто отвечает за разработку кадровой политики
Менеджеры – главные помощники руководителя.

Документирование кадровой политики компании

В результате пассивной и реактивной КПП в организации имеются только разрозненные документы, которые имеют чисто декларативный характер. Они никак не способствуют развитию предприятия, часто вообще противоречат друг другу.

Но при активной стратегии работы с людьми составляют ряд действенных документов, начиная с “Положения о кадровой политике”.

На основании этого документа составляют локальные акты, способствующие достижению цели предприятия.

Оценка эффективности кадровой политики

Результаты оценки являются индикатором, который отражает основные проблемы работы с коллективом: качество работы, удовлетворенность работников, исполнительская дисциплина.

Эффективность работы с персоналом определяют исходя из следующих критериев:

  • количественный, качественный состав работников;
  • уровень текучести;
  • результативность труда;
  • затраты на персонал.

С целью исследования ситуации могут применяться такие инструменты, как:

  • анализ уровня зарплат, изучение спроса на специалистов по нужным направлениям;
  • анкетирование работников с целью определения их отношения к организации;
  • собеседования с руководителем.

Но главный параметр оценки – это динамика результатов работы сотрудников. Если показатели улучшаются, значит, люди оправдывают силы и средства, которые в них вкладываются.

Анкетирование работников
В дружном коллективе продуктивнее работа.

В чем суть кадрового планирования

Планирование представляет собой способ управления персоналом. Если сотрудниками руководят неэффективно, то даже самые опытные из них не будут работать с полной отдачей.

КПП создают для того, чтобы систематизировать работу с коллективом, создать условия для максимального извлечения прибыли, уменьшения затрат, не ухудшая условий труда работников.

Как осуществляется

Алгоритм формирования политики:

  1. Определить и сформулировать миссию компании, ее стратегические цели.
  2. Выбрать тип КПП, проанализировав рынок труда, особенности своей организации.
  3. Разработать главные принципы исходя из стратегических целей политики, ее типа.
  4. Определить способы реализации курса, свой бюджет.
  5. Создать локальные акты на основе разработанной КПП.
  6. Разработать и зафиксировать методы оценки результатов, способы анализа эффективности работы с коллективом.

Примеры

Примером активной политики может служить АО “Чепецкий механический завод”. Он принадлежит топливной компании Росатома “КВЭЛ”.

На основании корпоративной миссии организации разработана стратегия КПП: увеличение и рациональное использование работников, их качеств. Намечены приоритетные направления развития.

Еще одним примером активной работы с персоналом является ПАО “Газпром”.

Выработана основная цель КПП: создание и сохранение стабильного коллектива с мотивацией хорошо выполнять свои задачи. Выделены способы достижения намеченного: подбор, обучение, развитие персонала; мотивация и вознаграждение, социальные гарантии.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
SPRINTinvest.RU
Добавить комментарий

Adblock
detector