Неспешно продолжая несколько затянувшуюся беседу о финансовых коэффициентах, настал черед «раздербанить» по швам неприметный доселе коэффициент P/S, о котором вспоминают нечасто, поскольку его физическое значение не так очевидно, как у ранее рассмотренных нами коэффициентов P/E, E/P, P/BV.
Вместе с тем, вычисление показателя P/S в ряде случаев окажет немалую пользу, особенно когда понадобится оценка компании или бизнеса, пребывающих в стадии поглощения…
Сегодня мы выясним, что представляет собой коэффициент P/S, почему его считают коэффициентом полезности бизнеса или выпускаемых им товаров и услуг, как этот коэффициент связан с другими финансовыми коэффициентами, какое место он занимает в структуре фундаментального анализа и что же такое рентабельность выручки…
Коэффициент P/S
Трактовка коэффициента P/S проста: в числителе значится уже хорошо знакомая нам литера P, используемая для обозначения размера рыночной стоимости бизнеса или компании, а в знаменателе – кривляющаяся S, обозначающая величину годовой выручки того же бизнеса или компании.
Отношение P/S, таким образом, показывает нам, сколько ГОДОВЫХ выручек стоит анализируемая компания.
Вы вправе спросить: «Ну и что же нам дает этот показатель?.. Подумаешь, количество каких-то там годовых выручек…»
Вопрос сформулирован верно.
Действительно, известны примеры, когда компания на протяжении длительного периода показывает неслабые результаты в форме валовой выручки, однако, в конце концов, все же оказывается в убытках.
Получается, высокие показатели выручки еще не свидетельствуют о прибыльности компании…
И все-таки польза от нашего коэффициента есть. Чтобы расставить все точки над «i», проделаем несколько преобразований выбранного нами соотношения P/S.
Полезные преобразования коэффициента P/S
Очевидные преобразования коэффициента P/S помогают глубже ощутить его связь с другими финансовыми коэффициентами:
P/S = [P*E] / [S*E] = [E/S] / [E/P] = ROS/R, где
ROS = E/S – показатель рентабельности выручки,
R = E/P – показатель требуемой доходности.
Таким образом, отношение рыночной стоимости (капитализации) компании к объему ее годовой выручки численно равно отношению рентабельности выручки за этот же период к показателю требуемой доходности.
Не шибко усложненные преобразования позволяют получить формулу для оценки рыночной стоимости компании (а, значит, и стоимости ее акций):
P = ROS * S / R.
Выручка, или как оценить полезность товара
Самым действенным способом оценки полезности товара, услуги или бизнеса в целом является старый добрый подсчет выручки.
Если кто-то согласился уплатить свои кровные за тот или иной продукт, значит, этот продукт кому-то оказался полезен.
Чем больше выручка, тем выше полезность товара. И, кстати говоря, компании в целом.
Выручка – это вся денежная масса, которую передали покупатели в обмен на наши товары или услуги.
С этой точки зрения, размер выручки добавляет компании стоимости, поскольку значительный размер выручки свидетельствует о полезности компании.
Высокая выручка, как правило, коррелирует с высокой прибылью (то есть следует динамике изменений прибыли: и то, и другое растет или снижается одновременно).
Размер прибыли при одном и том же размере выручки зависит от качества корпоративного управления.
Чем более профессионален менеджмент компании и чем выше корпоративные стандарты, тем, как правило, размер прибыли компании выше.
Имейте в виду, что поскольку налоговое законодательство большинства стран предусматривает уплату налога на прибыль, предприниматели кровно заинтересованы в том, чтобы размер этой прибыли был поменьше (не фактически, конечно, а, так скажем, «юридически», то есть на бумаге).
Вследствие этого данные о прибыли в бухгалтерской отчетности часто могут оказаться заниженными.
Размер же выручки занижать никто не станет, посему доверие к этому показателю выше.
И о потенциальной доходности и перспективах развития бизнеса величина выручки может рассказать не меньше, чем та же прибыль…
Низкий P/S – к скорым переменам…
Низкое значение показателя рентабельности выручки (P/S) внутри отрасли косвенным образом свидетельствует о том, что эта компания стоит дешевле своих конкурентов (почему это так, предлагаю поразмыслить самостоятельно).
Прожженые инвесторы, разумеется, знают о такой метаморфозе и предпринимают усилия к отысканию подобных компаний для последующего поглощения.
Это достаточно широко распространенная схема: поглощение эффективно управляемым бизнесом низкорентабельной компании в пределах той же отрасли.
«Поглотители» соглашаются уплатить за низкорентабельную компанию больше ее стоимости, поскольку рассчитывают получить значительные выгоды от слияния компаний.
Эти выгоды могут выражаться, в [1] приобретении акций компании по относительно невысоким ценам (даже с учетом предлагаемой премии), [2] устранении конкурента, [3] расширении своего присутствия на рынке, [4] росте рентабельности собственного капитала.
Именно поэтому компании с низким P/S, как правило, «на прилавке не залеживаются»…
P.S. вместо P/S
Оценка реальной стоимости бизнеса – трудоемкий процесс, требующий учета и грамотной трактовки широкого круга финансовых коэффициентов.
Полезность товара, полезность услуги и, наконец, полезность бизнеса в целом определяются размером выручки от их реализации.
К числу полезных показателей, которые не стоит игнорировать в процессе фундаментального анализа компании, относится коэффициент рентабельности выручки P/S, позволяющий оценить как степень полезности бизнеса, так и его возможную прибыльность.
Если значение показателя P/S компании ниже среднеотраслевого, можно с большой долей вероятности ожидать скорого поглощения такой компании более эффективными конкурентами.
Наиболее точные оценки инвестиционной привлекательности компаний получаются на основе комплексного анализа всех финансовых коэффициентов: P/E, E/P, P/BV и, несомненно, P/S.
Удачных инвестиций!