Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования

подвижное оборудование, конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования, кейптаунская конвенция 2001, кейптаунская конвенция о подвижном оборудовании, что такое подвижное оборудование, протокол по авиационному оборудованию

Конвенция (УНИДРУА) о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (Кейптаун, 16 ноября 2001 г.) с Протоколом по авиационному оборудованию (подписан там же и тогда же) вступила в силу 1 марта 2006 г.

Всего в самой Конвенции участвует 42 государства, в Протоколе — 36. Россия участвует и в Конвенции, и в Протоколе (с 1 сентября 2011 r.).

Конвенция характеризуется как результат совместной многолетней работы УНИДРУА (инициатор), Международной Организации Гражданской Авиации (НКАО), при участии Международной Ассоциации Воздушного Транспорта (IATA) и Рабочей группы по вопросам авиации (АWG).

Конвенция унифицирует правила, касающиеся отношений с подвижным оборудованием, под которым понимаются:

[1] воздушные суда, планеры ВС, вертолеты и авиационные двигатели;

[2] железнодорожный подвижной состав и

[3] космические средства.

Общая отличительная черта всех этих объектов очевидна — способность к перемещению в пространстве, в том числе между различными государствами.

Нахождение же, к примеру, воздушного судна на «чужой» территории существенно увеличивает риск его ареста местными властями по требованиям местных же кредиторов к авиакомпании-владельцу (собственнику, фрахтовщику, лизингополучателю), а также риск злоупотреблений при таком аресте.

Подобный арест мало того, что нарушает права самого владельца воздушного судна, затрагивает также права и интересы весьма широкого круга посторонних лиц, в том числе авиапассажиров и грузоотправителей, а также лиц, финансировавших приобретение подвижного оборудования.

Стремление предупредить возникновение проблем на описанной почве и породило обсуждаемую Конвенцию.

Протокол по авиационному оборудованию конкретизирует положения Конвенции применительно к одному из видов подвижного оборудования. В случае противоречия между Конвенцией и Протоколом преимущественную силу имеет Протокол.

Международные гарантии

Основная идея Конвенции состоит в следующем: подвижное оборудование (воздушное судно и др.) может быть арестовано и реализовано только по так называемым международным гарантиям.

подвижное оборудование, конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования, кейптаунская конвенция 2001, кейптаунская конвенция о подвижном оборудовании, что такое подвижное оборудование, протокол по авиационному оборудованию

Международные гарантии — это односторонние документы, выдаваемые либо залогодателем залогодержателю, либо покупателем продавцу, либо лизингополучателем лизингодателю в обеспечение своих обязательств по соответствующим договорам.

Эти документы удостоверяют квазизалоговое право своих держателей на индивидуально определенные в них предметы, относящиеся к категории подвижного оборудования, а в случае их гибели — на сумму страхового возмещения.

Статьями 12-15 Конвенции описаны дополнительные универсальные средства защиты прав держателей международных гарантий и исключения из общих правил.

Дальнейший текст Конвенции посвящен урегулированию процедурных вопросов, а также установлению пределов абсолютного действия международных гарантий.

Международные гарантии подлежат специальной международной регистрации (ст. 16-28 Конвенции), а статьи 29, 30 Конвенции устанавливают принцип приоритета таких (зарегистрированных) международных гарантий перед любыми другими обеспечительными мерами.

Права по международным гарантиям могут быть предметом передачи (цессии), которая подлежит регистрации.