Кривая цена-потребление — это график, который показывает, как меняется потребительский выбор потребителя при изменении цены одного из товаров.
Он строится путем соединения точек, в которых бюджетная линия касается соответствующей кривой безразличия максимальной полезности.
Поскольку потребители имеют ограниченный доход, они должны выбирать свою потребительскую корзину с учетом своих бюджетных ограничений.
В бюджетной линии потребителя отображаются все такие комбинации двух товаров, которые он может себе позволить.
Существует две причины изменения статей расходов: (1) изменение дохода или (2) изменение относительной цены товаров в потребительской корзине. Изменение цены одного товара относительно других вызывает разворот бюджетной линии.
Кривая дохода-потребления представляет собой аналогичный график, который отслеживает изменения спроса в ответ на изменения дохода.
Пример кривой «цена-потребление»
Пусть у Михаила ежемесячный доход составляет 3000 долларов, 6 % из которых он хочет потратить на книги. Он хочет решить, сколько книг ему следует купить в твердом переплете, а сколько в мягкой обложке. Книга в мягкой обложке стоит 20 долларов, а в твердом переплете – 30 долларов.
Бюджет потребления Михаила составляет 180 долларов (6 % от 3000 долларов), которые он может использовать для покупки 9 книг в мягкой обложке (и 0 книг в твердой обложке) или 6 книг в твердой обложке (и 0 книг в мягкой обложке) или любой промежуточной комбинации.
Возможные варианты представлены бюджетной линией BL-1 на графике ниже.
Если цена на книги в мягкой обложке упадет до 12,85 долларов, Михаил сможет купить больше книг в мягкой обложке (14, если быть точным, то есть 180 долларов/12,85 долларов) с тем же бюджетом.
В качестве альтернативы, если цена вырастет до 30 долларов, Михаил больше не сможет позволить себе такое же количество книг в мягкой обложке. Эти изменения цен приводят к тому, что бюджетная линия Михаила перемещается вдоль оси x, как показано на графике выше.
Когда книги в мягкой обложке становятся более популярными, бюджетная линия Михаила меняется с BL-1 на BL-2.
Это смещение заставляет Михаила заменять больше книг в твердом переплете на книги в мягкой обложке, так что его потребительский выбор (то есть точка пересечения BL-2 и соответствующей кривой наивысшего безразличия) становится точкой А (соответствует 4 книгам в твердом переплете и 2 книгам в мягкой обложке).
С другой стороны, когда книги в мягкой обложке становятся дешевле, а бюджетная линия перемещается с BL-1 на BL-3, пакет потребления переключается с B на C.