Перечисление методов планирования для предприятия с описанием и особенностями

Методы планирования Экономика

Планирование – это центральное звено механизма управления производством, которому в менеджменте уделяется особое внимание. Оно помогает отладить процессы, повысить экономическую эффективность предприятия. При этом выделяют множество методов планирования, выбор которых зависит от внутренних и внешних факторов.

ПЛАНИРОВАНИЕ
Без планирования не обходится ни одно производство.

Что такое производственный план

Важным компонентом стратегии предприятия признан производственный план, регламентирующий процессы, связанные с выпуском продукции или оказанием услуг. Он помогает оптимизировать работу, чтобы повысить экономическую эффективность.

Необходимость планирования на производстве

Хороший производственный план помогает увеличить прибыль компании, повысить уровень удовлетворенности клиентов, сотрудников.

К его положительным сторонам относятся:

  • построение системы знаний, помогающих находить проблемы и устранять их;
  • минимизация расходов при сохранении товарного качества;
  • повышение степени удовлетворенности клиентов, обеспечивающей приток заказов.

Структура планирования

В понятие производственного плана включают 4 компонента:

  1. Стратегию. Она определяет базовый вектор развития, описывает шаги по разработке и выпуску продукции предприятия. К примеру, при формировании стратегии планируются объемы производства, выбираются приоритетные технологии, прогнозируется спрос.
  2. Тактику. Она использует набор инструментов, применяемых при реализации стратегии. Например, определяет объем ресурсов, количество оборудования, структуру персонала.
  3. Производственную программу. Определяет объемы продукции в соответствии с номенклатурой, с учетом производственной мощности.
  4. Календарный план. Представляет собой описание задач каждого участка с привязкой ко времени.

Принципы ПП

При составлении плана используются разные стратегии, выбор которых зависит от целей организации.

Однако обязательно учитываются 5 принципов, играющих ключевую роль в построении производственного процесса:

  1. Учет расходов. Базовые производственные показатели рассчитываются с учетом существующего и планируемого потребительского спроса.
  2. Единство. При планировании рассматриваются задачи всех подразделений компании.
  3. Непрерывность. Показатели и намеченные планы постоянно корректируются с учетом изменений, происходящих внутри компании, отрасли.
  4. Точность. Информация детализируется, периодически актуализируется.
  5. Обоснованность. Каждый раздел плана подчинен общей цели.

Цели и функции планирования организации

Основной целью планирования является повышение эффективности производства. Ей подчинены все последующие задачи и методы.

Проработанный план приобретает 3 базовые функции:

  1. Рефлексивную. Запускает процесс осознания образа и имиджа компании заинтересованными лицами: сотрудниками, клиентами, партнерами.
  2. Мотивационную. Побуждает персонал к результативной работе.
  3. Критериальную. Требует обоснования принимаемых решений, совершаемых действий.
Мотивация
Мотивация коллектива – важная часть планирования.

Виды планирования

Классификация планов обширна и группирует их в зависимости от сроков или выбранной цели. Важно понимать каждую из представленных категорий.

По срокам

Время является ключевым фактором планирования, при рациональном использовании которого улучшается управляемость процессов. В результате формируется устойчивое конкурентное преимущество.

В зависимости от сроков выполнения выделяют такие основные виды планирования:

  1. Оперативно-календарное. Производственные задания привязывают к точным датам, что обеспечивает синхронность на всех участках.
  2. Текущее. Его задачей является получение ожидаемых результатов в течение короткого периода: суток, недели, месяца, квартала. Текущее планирование помогает наладить ритмичную, бесперебойную работу предприятия.
  3. Среднесрочное. Рассчитано на срок от полугода до 5 календарных лет в зависимости от деятельности, масштабов компании, специфики отрасли, экономической ситуации в стране. Характеризуется эффективностью, поскольку нацелено на постановку реалистичных задач, детализацию без переизбытка информации.
  4. Долгосрочное. Предполагает составление глобального плана сроком от 1 до 10 лет, а иногда на более продолжительный период. Ориентировано на постановку масштабных целей.
  5. Стратегическое. Нацелено на формирование видения ситуации, в которой компания собирается работать в течение продолжительного периода. Стратегическое планирование ставит своей задачей формирование общих принципов функционирования бизнеса, корректируется в зависимости от изменений внутри фирмы или в отрасли.

По целевому компоненту

Любой план ориентирован на заранее определенную цель, которая формируется на основе потребностей компании. При этом важную роль играют ценности руководителей, сотрудников.

В зависимости от целевого компонента выделяют несколько видов планирования:

  1. Производственное. Ориентировано на производство готовой продукции в соответствии с принятыми стандартами, рациональное распределение ресурсов.
  2. Коммерческое. Предполагает анализ доходной части бюджета в целях освоения новых рынков сбыта, распределения материально-технических ресурсов.
  3. Инвестиционное. Заключается в поиске вариантов эффективного вложения ресурсов ради развития предприятия. Например, свободный капитал можно направить на приобретение зданий, современного оборудования, финансовых активов.
  4. Планирование показателей труда, заработной платы персонала. Определяет целью рациональное использование трудовых ресурсов, поскольку разумная кадровая политика считается фактором успешности предприятия.

Бизнес-план

Важным этапом разработки стратегии считается составление бизнес-плана, который является полным и точным описанием компании. Он рассматривает все аспекты деятельности: от производства готового товара до процессов управления. При его составлении анализируется работа всех подразделений, строятся прогнозы.

Бизнес-план – это постоянный документ, который регулярно обновляется по мере фиксации изменений внутри организации, в отрасли, мировой экономике.

Бизнес-план
Необходимо составление бизнес-плана.

Методы планирования на предприятии

Существует несколько методов внутрифирменного планирования, каждый из которых применяется в различных условиях. Однако наиболее эффективно использовать их совокупность.

Балансовый

Сегодня балансовый метод считается основным и применяется на всех предприятиях. Это важный инструмент выявления хозяйственных резервов, источников их пополнения. Обеспечивает сбалансированное экономическое развитие организации.

Основная задача балансового метода заключается в установлении равновесия между потребностями и возможностями посредством соизмерения, оптимизации показателей затрат и результатов.

В первую очередь определяются пропорции материально-вещественных и трудовых ресурсов, их стоимость. На основе полученных показателей вырабатывается система внутренних планов, которая максимально соответствует целям и задачам развития предприятия.

Нормативный

Методика предполагает разработку плана с учетом определенной нормативной базы, устанавливающей ограничения в отношении финансовых показателей, иных характеристик предприятия. Во внимание принимаются регламенты, утвержденные руководством компании или законодательными органами.

При разработке плана выявляются потребности экономического субъекта в ресурсах, рассчитываются производственные возможности.

К примеру, нормативная база учитывается при определении таких показателей:

  • трудовых затрат на изготовление продукции;
  • стоимости расходуемых ресурсов;
  • эффективности производственного процесса;
  • качества продукции;
  • величины налогов.

Система стандартов помогает наладить взаимодействие между хозяйствующими субъектами и государством в целях решения социально-экономических и экологических проблем. Поэтому рассматриваемая методика приобретает большую значимость по мере развития рыночных отношений.

Нормативный
Нормативный метод планирования.

Расчетно-аналитический

Предполагает нахождение плановых показателей на базе статистических и индексных значений. Часто взаимосвязь между полученными величинами косвенная, поэтому в основе методики лежит факторный анализ или экспертная оценка.

Экономико-математический

Экономико-математический метод организации и планирования производства основан на представлении процессов в виде моделей, которые помогают аналитикам выбирать лучшие решения и строить прогнозы. Для этого используется вычислительная техника.

Этот способ призван решать важные задачи, включая выбор критерия оптимальности, формализацию модели функционирования объекта или процесса. В ходе исследований разрабатываются алгоритмы анализа и формируются решения по управлению производством.

Сетевой

Сетевой подход применяется при построении сложных производственных систем. С помощью графических моделей он связывает объекты и процессы, облегчая выявление и оптимизацию связей между ними с учетом фактора времени.

Сетевой
Сетевое планирование для сложных процессов.

Матричный

Методика основана на построении матриц, связывающих отдельные характеристики. Ярким примером подхода становится сравнение сильных и слабых сторон производства, что помогает выявить возможности и угрозы.

На нулевой основе

Это методика бюджетного планирования, при которой статистические и расчетные показатели ранних периодов не учитываются. При принятии решений аналитики руководствуются только прогнозами и технологическими нормативами.

Этот подход помогает предотвратить накопление ошибок, повысить степень обоснованности новых расчетов.

Бюджетирование на нулевой базе проходит 3 стадии:

  1. Разграничение сфер исследования и выделение минимальных организационных единиц (подразделений). Подробно описываются направления работы, в отношении которых принимаются решения.
  2. Ранжирование функций подразделений по уровню важности. При планировании затрат необязательные расходы не учитываются.
  3. Распределение ресурсов по приоритетности в пределах бюджета.

Подход применяется в отношении вспомогательных направлений и дискреционных расходов, распределяемых по усмотрению главного менеджера.

Стратегия и тактика в планировании

Чтобы отграничить область поиска и распределять ресурсы эффективно, составляют стратегический и тактический планы.

Стратегический план учитывает тенденцию в развитии предприятия и рассматривает глобальные показатели: уровень продаж и закупок, объем продукции и запасов, трудовые ресурсы. Строится на базе долгосрочных прогнозов.

Тактический план определяет шаги и методы достижения стратегических целей.

Подробно описывает работу всех подразделений, например, показатели объемов материальных и трудовых ресурсов, состав оборудования, площадь зданий. Включает список шагов по реализации производственной программы с учетом сроков выполнения.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
SPRINTinvest.RU
Добавить комментарий

Adblock
detector