- Что такое производственный план
- Необходимость планирования на производстве
- Структура планирования
- Принципы ПП
- Цели и функции планирования организации
- Виды планирования
- По срокам
- По целевому компоненту
- Бизнес-план
- Методы планирования на предприятии
- Балансовый
- Нормативный
- Расчетно-аналитический
- Экономико-математический
- Сетевой
- Матричный
- На нулевой основе
- Стратегия и тактика в планировании
Планирование – это центральное звено механизма управления производством, которому в менеджменте уделяется особое внимание. Оно помогает отладить процессы, повысить экономическую эффективность предприятия. При этом выделяют множество методов планирования, выбор которых зависит от внутренних и внешних факторов.

Что такое производственный план
Важным компонентом стратегии предприятия признан производственный план, регламентирующий процессы, связанные с выпуском продукции или оказанием услуг. Он помогает оптимизировать работу, чтобы повысить экономическую эффективность.
Необходимость планирования на производстве
Хороший производственный план помогает увеличить прибыль компании, повысить уровень удовлетворенности клиентов, сотрудников.
К его положительным сторонам относятся:
- построение системы знаний, помогающих находить проблемы и устранять их;
- минимизация расходов при сохранении товарного качества;
- повышение степени удовлетворенности клиентов, обеспечивающей приток заказов.
Структура планирования
В понятие производственного плана включают 4 компонента:
- Стратегию. Она определяет базовый вектор развития, описывает шаги по разработке и выпуску продукции предприятия. К примеру, при формировании стратегии планируются объемы производства, выбираются приоритетные технологии, прогнозируется спрос.
- Тактику. Она использует набор инструментов, применяемых при реализации стратегии. Например, определяет объем ресурсов, количество оборудования, структуру персонала.
- Производственную программу. Определяет объемы продукции в соответствии с номенклатурой, с учетом производственной мощности.
- Календарный план. Представляет собой описание задач каждого участка с привязкой ко времени.
Принципы ПП
При составлении плана используются разные стратегии, выбор которых зависит от целей организации.
Однако обязательно учитываются 5 принципов, играющих ключевую роль в построении производственного процесса:
- Учет расходов. Базовые производственные показатели рассчитываются с учетом существующего и планируемого потребительского спроса.
- Единство. При планировании рассматриваются задачи всех подразделений компании.
- Непрерывность. Показатели и намеченные планы постоянно корректируются с учетом изменений, происходящих внутри компании, отрасли.
- Точность. Информация детализируется, периодически актуализируется.
- Обоснованность. Каждый раздел плана подчинен общей цели.
Цели и функции планирования организации
Основной целью планирования является повышение эффективности производства. Ей подчинены все последующие задачи и методы.
Проработанный план приобретает 3 базовые функции:
- Рефлексивную. Запускает процесс осознания образа и имиджа компании заинтересованными лицами: сотрудниками, клиентами, партнерами.
- Мотивационную. Побуждает персонал к результативной работе.
- Критериальную. Требует обоснования принимаемых решений, совершаемых действий.

Виды планирования
Классификация планов обширна и группирует их в зависимости от сроков или выбранной цели. Важно понимать каждую из представленных категорий.
По срокам
Время является ключевым фактором планирования, при рациональном использовании которого улучшается управляемость процессов. В результате формируется устойчивое конкурентное преимущество.
В зависимости от сроков выполнения выделяют такие основные виды планирования:
- Оперативно-календарное. Производственные задания привязывают к точным датам, что обеспечивает синхронность на всех участках.
- Текущее. Его задачей является получение ожидаемых результатов в течение короткого периода: суток, недели, месяца, квартала. Текущее планирование помогает наладить ритмичную, бесперебойную работу предприятия.
- Среднесрочное. Рассчитано на срок от полугода до 5 календарных лет в зависимости от деятельности, масштабов компании, специфики отрасли, экономической ситуации в стране. Характеризуется эффективностью, поскольку нацелено на постановку реалистичных задач, детализацию без переизбытка информации.
- Долгосрочное. Предполагает составление глобального плана сроком от 1 до 10 лет, а иногда на более продолжительный период. Ориентировано на постановку масштабных целей.
- Стратегическое. Нацелено на формирование видения ситуации, в которой компания собирается работать в течение продолжительного периода. Стратегическое планирование ставит своей задачей формирование общих принципов функционирования бизнеса, корректируется в зависимости от изменений внутри фирмы или в отрасли.
По целевому компоненту
Любой план ориентирован на заранее определенную цель, которая формируется на основе потребностей компании. При этом важную роль играют ценности руководителей, сотрудников.
В зависимости от целевого компонента выделяют несколько видов планирования:
- Производственное. Ориентировано на производство готовой продукции в соответствии с принятыми стандартами, рациональное распределение ресурсов.
- Коммерческое. Предполагает анализ доходной части бюджета в целях освоения новых рынков сбыта, распределения материально-технических ресурсов.
- Инвестиционное. Заключается в поиске вариантов эффективного вложения ресурсов ради развития предприятия. Например, свободный капитал можно направить на приобретение зданий, современного оборудования, финансовых активов.
- Планирование показателей труда, заработной платы персонала. Определяет целью рациональное использование трудовых ресурсов, поскольку разумная кадровая политика считается фактором успешности предприятия.
Бизнес-план
Важным этапом разработки стратегии считается составление бизнес-плана, который является полным и точным описанием компании. Он рассматривает все аспекты деятельности: от производства готового товара до процессов управления. При его составлении анализируется работа всех подразделений, строятся прогнозы.
Бизнес-план – это постоянный документ, который регулярно обновляется по мере фиксации изменений внутри организации, в отрасли, мировой экономике.

Методы планирования на предприятии
Существует несколько методов внутрифирменного планирования, каждый из которых применяется в различных условиях. Однако наиболее эффективно использовать их совокупность.
Балансовый
Сегодня балансовый метод считается основным и применяется на всех предприятиях. Это важный инструмент выявления хозяйственных резервов, источников их пополнения. Обеспечивает сбалансированное экономическое развитие организации.
Основная задача балансового метода заключается в установлении равновесия между потребностями и возможностями посредством соизмерения, оптимизации показателей затрат и результатов.
В первую очередь определяются пропорции материально-вещественных и трудовых ресурсов, их стоимость. На основе полученных показателей вырабатывается система внутренних планов, которая максимально соответствует целям и задачам развития предприятия.
Нормативный
Методика предполагает разработку плана с учетом определенной нормативной базы, устанавливающей ограничения в отношении финансовых показателей, иных характеристик предприятия. Во внимание принимаются регламенты, утвержденные руководством компании или законодательными органами.
При разработке плана выявляются потребности экономического субъекта в ресурсах, рассчитываются производственные возможности.
К примеру, нормативная база учитывается при определении таких показателей:
- трудовых затрат на изготовление продукции;
- стоимости расходуемых ресурсов;
- эффективности производственного процесса;
- качества продукции;
- величины налогов.
Система стандартов помогает наладить взаимодействие между хозяйствующими субъектами и государством в целях решения социально-экономических и экологических проблем. Поэтому рассматриваемая методика приобретает большую значимость по мере развития рыночных отношений.
.jpg)
Расчетно-аналитический
Предполагает нахождение плановых показателей на базе статистических и индексных значений. Часто взаимосвязь между полученными величинами косвенная, поэтому в основе методики лежит факторный анализ или экспертная оценка.
Экономико-математический
Экономико-математический метод организации и планирования производства основан на представлении процессов в виде моделей, которые помогают аналитикам выбирать лучшие решения и строить прогнозы. Для этого используется вычислительная техника.
Этот способ призван решать важные задачи, включая выбор критерия оптимальности, формализацию модели функционирования объекта или процесса. В ходе исследований разрабатываются алгоритмы анализа и формируются решения по управлению производством.
Сетевой
Сетевой подход применяется при построении сложных производственных систем. С помощью графических моделей он связывает объекты и процессы, облегчая выявление и оптимизацию связей между ними с учетом фактора времени.

Матричный
Методика основана на построении матриц, связывающих отдельные характеристики. Ярким примером подхода становится сравнение сильных и слабых сторон производства, что помогает выявить возможности и угрозы.
На нулевой основе
Это методика бюджетного планирования, при которой статистические и расчетные показатели ранних периодов не учитываются. При принятии решений аналитики руководствуются только прогнозами и технологическими нормативами.
Этот подход помогает предотвратить накопление ошибок, повысить степень обоснованности новых расчетов.
Бюджетирование на нулевой базе проходит 3 стадии:
- Разграничение сфер исследования и выделение минимальных организационных единиц (подразделений). Подробно описываются направления работы, в отношении которых принимаются решения.
- Ранжирование функций подразделений по уровню важности. При планировании затрат необязательные расходы не учитываются.
- Распределение ресурсов по приоритетности в пределах бюджета.
Подход применяется в отношении вспомогательных направлений и дискреционных расходов, распределяемых по усмотрению главного менеджера.
Стратегия и тактика в планировании
Чтобы отграничить область поиска и распределять ресурсы эффективно, составляют стратегический и тактический планы.
Стратегический план учитывает тенденцию в развитии предприятия и рассматривает глобальные показатели: уровень продаж и закупок, объем продукции и запасов, трудовые ресурсы. Строится на базе долгосрочных прогнозов.
Тактический план определяет шаги и методы достижения стратегических целей.
Подробно описывает работу всех подразделений, например, показатели объемов материальных и трудовых ресурсов, состав оборудования, площадь зданий. Включает список шагов по реализации производственной программы с учетом сроков выполнения.