Международная унификация смешанных перевозок

Торговля и перевозки

международная унификация смешанных перевозок, унификация смешанных перевозок, смешанные перевозки, конвенция о международных смешанных перевозках грузов, оператор смешанной перевозки, договор смешанной перевозки, документ смешанной перевозки

Смешанной или, иначе, комбинированной, называется перевозка грузов с последовательным использованием нескольких видов транспорта, сопровождающаяся перегрузкой (перевалкой) товара с одного транспортного средства на другое.

Смешанных перевозок касается каждая международная транспортная конвенция, поскольку все они регулируют перевозки, осуществляемые соответствующими видами транспорта как полностью, так и частично.

Унифицированное международно-правовое регулирование смешанной перевозки как одного, единого, целого процесса представляется в высшей степени затруднительным, поскольку при всем сходстве общих принципов международного конвенционного транспортного права детали такого регулирования различаются довольно существенно.

Весьма грозную силу противодействия международной унификации смешанных перевозок представляют собой традиции, которые сложились на соответствующем виде транспорта и связаны не только с собственно регламентацией, но также с практикой толкования и применения соответствующих норм.

В результате одни и те же по сути формулировки, приемлемые для перевозчиков, эксплуатирующих один вид транспорта, оказываются категорически не приемлемыми для перевозчиков, работающих на иных видах транспорта.

Если принять во внимание все эти сложности, станет ясно, что попытки международной унификации смешанных перевозок, а также заключения универсальных — то есть распространяющихся в равной мере на все виды транспорта — конвенций явно не будут ни многочисленными, ни успешными.

Это предположение вполне подтверждается.

Конвенция о международных смешанных перевозках грузов

Конвенция о международных смешанных перевозках грузов, совершенная в Женеве 24 мая 1980 г., до сегодняшнего дня так и не вступила в силу (нужно 30 ратификаций, а есть всего 11).

И это несмотря на то, что Конвенция разработана и администрируется ооновской Конференцией по торговле и развитию (ЮНКТАД) — одной из самых авторитетных и влиятельных организаций в своей области.

В основе Конвенции лежат три базовых понятия:

  • оператор смешанной перевозки (СП);
  • договор смешанной перевозки и
  • документ смешанной перевозки (сквозная транспортная накладная).

В отношениях с грузоотправителем оператор СП выступает как перевозчик, способный осуществлять перевозку различными видами транспорта, но ни в коем случае не как агент и не как экспедитор, взаимодействующий от имени грузоотправителя с другими перевозчиками.

международная унификация смешанных перевозок, унификация смешанных перевозок, смешанные перевозки, конвенция о международных смешанных перевозках грузов, оператор смешанной перевозки, договор смешанной перевозки, документ смешанной перевозки

Отсюда берутся и договор, и документ СП — аналог накладной универсального значения, то есть имеющий применение на всех видах транспорта, которыми осуществляется СП.

Он может быть выдан даже как оборотный (то есть товарораспорядительный) документ.

Такой подход к регулированию перевозочных отношении находится в вопиющем противоречии с реальной действительностью, ибо очевидно, что ни один из перевозчиков не располагает условиями, необходимыми для осуществления перевозки всеми видами транспорта.

Во имя чего же разработчики прибегли к такой вот интересной фикции?

Очевидно – во имя того, чтобы облегчить жизнь грузоотправителей; но очевидно, к сожалению, и то, что такого облегчения нельзя доставить, не осложнив жизни перевозчикам.

Этой цели (и той же ценой) служит, в частности, ст. 18 Конвенции, п. 1 которой называет пределом ответственности оператора смешанной перевозки либо 920 СДР за место или другую единицу груза, либо 2,75 СДР за 1 кг брутто-веса.

При наличии альтернативного правового режима — Гааго-Висбийских правил, дополненных Правилами 1991 г. для документов на смешанную перевозку, утвержденными ЮНКТАД и МТП — с аналогичными пределами в 666,67 и 2 СДР, легко догадаться, какой из этих режимов предпочтут операторы смешанных перевозок.

Перевозочное лобби, особенно сильное в развитых странах, делает все, чтобы их страны к этой Конвенции не присоединялись.

Несмотря на все эти обстоятельства, рассматриваемая Конвенция является довольно-таки освещаемой в современной русской литературе.

В частности, ей посвящены публикации Д. В. Авчинкина, И. В. Гетьман-Павловой и Н. Ю. Ерпылевой, Г. Г. Иванова, В. А. Канашевского, К. В. Холопова и других современных авторов.

В продолжение начатой темы следующая же публикация будет посвящена обзору Соглашения о международном прямом смешанном железнодорожноводном грузовом сообщении (МЖВС) 1959 г.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
SPRINTinvest.RU
Добавить комментарий

Adblock
detector