Бесплатный онлайн-курс. Инвестиции для начинающих

Олигополия — это рыночная структура, характеризующаяся существенной взаимозависимостью небольшого числа крупных производителей.

К числу общих моделей, объясняющих олигополию продукции и ценовых решений, относятся: (1) картелизация, (2) модель Курно, (3) модель Штакельберга, (4) модели Бертрана и (5) спорные теории рынка.

Наличие нескольких моделей олигополии объясняется сложным характером взаимодействия между фирмами в пределах рыночной структуры.

Этот характер зависит от того, является ли продукт однородным или дифференцированным, существует ли доминирующая фирма, конкурируют ли фирмы конкурируют по объемам выпуска или цене, и прочих факторов.

Картелизация

Олигополия может максимизировать свою прибыль, путем сговора или создании картеля.

Участники сговора или картеля являются фактически монополистами и могут максимизировать прибыль отрасли, выйдя на уровень выпуска продукции, при котором предельная выручка равна предельным издержкам.

Несмотря на значительное преимущество, картелизация редко бывает успешной.

Во-первых, потому что сговор и фиксация цен являются незаконными в большинстве юрисдикций.

Во-вторых, отдельные фирмы часто имеют личные мотивы к обману картеля, из-за чего картелям трудно сохранять стабильность.

Модель Курно

Модель олигополии Курно применяется, когда (а) фирмы производят однородные товары, (б) они конкурируют одновременно по объемам выпуска и доле рынка, и (в) они ожидают, что их конкуренты не меняют объемы производства в ответ на любое изменение спроса или предложения.

Равновесие в модели Курно — это уровень выпуска продукции, при котором каждая фирма олигополии максимизирует прибыль с учетом уровня выпуска продукции всех прочих фирм.

Ни одна фирма не может получить прибыль от изменения уровня производства, потому что реакция других фирм уничтожит любую дополнительную прибыль.

Равновесие Курно является точкой пересечения кривых наилучшего отклика (также называемых кривыми реакции фирм).

Как показано на графике ниже, точкой равновесия модели Курно является точка пересечения двух кривых реакции, отражающих объемы выпуска двух разных фирм (A1 и A2):

Модель Курно

Модель Штакельберга

В модели олигополии Штакельберга одна фирма является явным лидером, а другие фирмы –ее преследователи.

Эта модель применяется, когда: (1) фирмы продают однородный продукт, (2) конкуренция основана на объеме выпуска и (3) фирмы пересматривают объемы выпуска последовательно, а не одновременно.

Лидером обычно является компания-первопроходец, первой решившая пересмотреть объемы выпуска продукции перед другими фирмами. С другими фирмами ей необходимо заключить соглашение об объемах выпуска. Лидер, как правило, здесь имеет большую долю рынка и более высокую прибыль, чем другие фирмы в олигополии.

Модель Бертрана

Существует две версии модели Бертрана в зависимости от того, товары являются однородными или дифференцированными.

Модель олигополии Бертрана с однородными товарами применяется, когда фирмы в олигополии производят стандартизированную продукцию по единой предельной стоимости.

Модель Бертрана

Когда предельные издержки одинаковы, каждая фирма в олигополии заинтересована в том, чтобы «подорвать» позиции своего конкурента (например, сбить установленную им цену), потому что прочие фирмы также попытаются победить его.

Эта ценовая война приводит к ситуации, при которой рыночная цена равна предельным издержкам. Выпуск и уровень цен в условиях олигополии Бертрана такие же, как при совершенной конкуренции.

Модель Бертрана с дифференцированными продуктами утверждает, что, когда олигополия производит дифференцированную продукцию, ценовая конкуренция не обязательно приводит к низким результатам.

Это потому, что, когда каждая фирма производит дифференцированный продукт, спрос на него не становится равным нулю, когда фирма поднимает его цену.

Если одна фирма повышает цену, другим фирмам в дифференцированной олигополии следует также увеличить их, потому что это увеличит их прибыль.

Оспоримая рыночная теория

Эта теория исходит из предположения, что первоначальные инвестиции, необходимые в условиях олигополии, — это не безвозвратные затраты.

Большая часть инвестиций может быть восстановлена, если фирма решит уйти с рынка, а сама отрасль функционирует больше как совершенная конкуренция.

Возвратность инвестиций побуждает новые фирмы проникать в отрасль, вследствие чего положительная экономическая прибыль постепенно исчезает.

Следующая матрица сравнивает разные аспекты общей модели олигополии:

МОДЕЛЬ → КАРТЕЛЬ КУРНО ШТАКЕЛЬ-БЕРГА БЕРТРАНА (однородные продукты) БЕРТРАНА (дифферен-цированные продукты)
Характер конкуренции (выпуск/цена) Настройка выпуска Настройка выпуска Настройка выпуска Настройка цены Настройка цены
Характер продукции Однородная Однородная Однородная Однородная Дифферен-цированная
Экономи-ческая прибыль Максимальная >0 >0 0 >0
Выпуск продукции Низкий Средний Высокий Средний
Последова-тельный или синхронный Синхронный Синхронный Последова-тельный Синхронный Синхронный