Монопольная власть (также называемая рыночной властью) относится к способности фирмы устанавливать цену, превышающую ее предельные издержки. Монопольная власть обычно существует там, где существует низкая эластичность спроса и значительные барьеры для входа.
Почему фирма в условиях совершенной конкуренции является ценообразующим предприятием, в то время как монополия может устанавливать любую цену, которую сочтет приемлемой? Ответ кроется в природе кривой спроса, с которой сталкивается каждая фирма.
В условиях совершенной конкуренции ни одна фирма не обладает рыночной властью, поскольку она сталкивается с горизонтальной кривой спроса. Они должны поставлять по преобладающей рыночной цене или ничего не продавать.
Монополии, с другой стороны, не нужно беспокоиться о какой-либо конкуренции. Поскольку монополист является единственной фирмой на рынке, то при низкой эластичности спроса на его продукцию он определяет рыночную цену.
Другими словами, монополист обладает бесконечной монопольной властью.
Наиболее популярным показателем монопольной власти является индекс Лернера, который измеряет разницу между предельными издержками фирмы и ценой, которую она взимает в пропорции к цене.
Источники монопольной власти
Важными детерминантами/источниками монопольной власти являются эластичность спроса на продукт, наличие эффекта масштаба, контроль над ключевым ресурсом, наличие правовых барьеров и так далее.
#1. Эластичность спроса
Если эластичность спроса низка, фирма находится в лучшем положении, чтобы взимать цену выше, чем ее предельные издержки.
Если существуют близкие заменители и, следовательно, эластичность спроса высока, даже одна фирма не может увеличить цену за пределы некоторого разумного диапазона.
Например, если бы люди могли легко переключаться на другие текстовые процессоры, эластичность спроса на Microsoft Word была бы низкой, и Microsoft не пользовалась бы практически полной монополией на рынке.
Поскольку монополист сталкивается с нисходящей кривой спроса, его предельный доход определяется следующим уравнением:
MR = P + Q × (∆P/∆Q)
Оно показывает, что для увеличения своего дохода на единицу монополист должен снизить свою рыночную цену.
Первый фактор в правой части уравнения, то есть P, представляет собой доход от дополнительной проданной единицы, а второй фактор (Q × ∆P/∆Q) представляет собой потерю дохода от снижения рыночной цены.
Умножив и разделив правую часть на P, мы получим соотношение между эластичностью спроса фирмы и ее предельным доходом:
MR = P + Q × (P/P) × (∆P/∆Q) = P + P × (Q/P) × (∆P/∆Q)
Но Q/P, умноженное на ∆P/∆Q, равно эластичности спроса Ed, и мы можем получить следующее уравнение:
MR = P + P × Ed
#2. Экономия от масштаба
Структура издержек фирмы и производственная функция также являются важными факторами, определяющими возможность получения положительной экономической прибыли в долгосрочной перспективе.
Если структура издержек отрасли такова, что экономия от масштаба имеет большое значение, одна крупная фирма может производить продукцию со значительно более низкими издержками, чем другие малые и средние фирмы.
Это позволяет самому крупному игроку диктовать цену другим фирмам с рынка.
Многие коммунальные компании способны монополизировать рынок за счет экономии на масштабе. Такая монополия называется естественной монополией.
Аналогично, существование возрастающей отдачи от масштаба означает, что по мере увеличения размера фирмы ее производительность (то есть выход на единицу продукции) увеличивается, и он может поставлять продукт по все более низким ценам.
Наличие эффекта масштаба и рост отдачи от масштаба указывают на высокий минимальный эффективный масштаб отрасли, ограничивающий вход новых фирм, потому что они должны обеспечить большие изменения, и не так много фирм обладают капиталом, необходимым для этого.
#3. Правовые барьеры
Третьим источником монопольной власти является наличие легальных барьеров входа, включая патенты, авторские права, лицензии и так далее.
Во многих случаях монополия создается и поддерживается государством посредством его законов о правах интеллектуальной собственности.
Например, Microsoft имеет монополию в операционных системах на базе Windows, потому что никто другой не может копировать и продавать Windows. Точно так же многие фармацевтические компании имеют монополию на конкретные лекарства из-за наличия патентов.
#4. Доступ к важнейшим природным ресурсам
Монополии также возникают, когда одна фирма контролирует определенные важные физические и природные ресурсы. Фирма, контролирующая ресурс, может ограничить предложение ресурса другим фирмам, тем самым контролируя конечную рыночную цену.
Например, De Beers обладает монополией на алмазы, поскольку владеет и контролирует все крупные алмазные рудники.