- Закон спроса потребителя и предложения товаров
- Определение
- Величины спроса и предложения
- Неценовые факторы, влияющие на объем спроса
- Количество потребителей
- Покупательная способность потребителя
- Информация о товаре
- Ожидания потребителя
- Уровень технологии товара
- Сезонность товаров
- Цены на взаимосвязанные товары
- Какие факторы влияют на предложение
- Наличие заменяющих товаров
- Доступность ресурсов и их объем
- Размеры рынка
- Уплата налогов
Самое большое влияние на покупательский спрос оказывает цена на товары (услуги). Причем экономические исследования доказывают обратно пропорциональную связь между этим фактором и количеством приобретаемой продукции. Однако есть также неценовые факторы спроса, которые воздействуют на величину заинтересованности.
Закон спроса потребителя и предложения товаров
Обратно пропорциональная зависимость между ценой и количеством продаваемой продукции возведена в статус непреложного закона экономики. Он гласит: чем выше цена, тем ниже спрос.
Исключение составляет т.н. “парадокс Гиффена”, когда это положение не действует. Речь идет о дешевых, незаменимых товарах потребительской корзины, например сахаре, гречке, муке и т.п. Чем сильнее они дорожают, тем больше их покупают, экономя на других.
Но при формировании стоимости нужно учитывать и другие факторы, не связанные с ценой.
Определение
Потребительский спрос в экономике определяют как количество продукции, которое могут купить за определенный промежуток времени по установленным ценам.
Он бывает:
- действительным, т.е. тем, который существует в данном месте в установленное время;
- потенциальным, каким может стать при некоторых условиях.
Товары и услуги потребительского рынка, которые продаются покупателям по определенной цене, и будут являться предложением.
Величины спроса и предложения
Между рыночной стоимостью изделия и его предлагаемым количеством нужно найти строгий баланс. Достичь его непросто.
Если же, наоборот, рынок предлагает намного больше изделий данной категории, чем спрос, – их стоимость падает. Таково действие основного закона экономики.
Первое, что нужно определить предпринимателю, чтобы выйти на рынок: сколько продукции этого вида сейчас есть, в какой степени удовлетворяет этот объем запросы потребителей.
Величины спроса и предложения имеют количественное и денежное выражение. Их устанавливают в рамках данного географического места, в установленный промежуток времени.
В дальнейшем предпринимателю все время нужно контролировать баланс между этими величинами, поскольку экономика все время развивается.
Неценовые факторы, влияющие на объем спроса
Главное значение для покупателя играет цена. Если она завышена, не соответствует качеству, вряд ли продукцию захотят купить.
Большое значение имеет наличие на рынке более дешевых аналогов. Потребитель изучает его характеристики и чаще всего предпочитает купить более бюджетную модель.
Количество потребителей
Чтобы увеличить заинтересованность клиентов, предпринимателям в первую очередь стоит подумать о расширении целевой аудитории, т.е. тех, для кого предназначен товар. Чем шире ЦА, тем больше спрос.
Например, в масло для детской кожи вводят добавки, которые способствуют регенерации тканей. В результате его могут применять не только после купания детей, но и для лечения трещин сосков у молодых мам, а также аллергии у младенцев.
Всюду востребованные продукты с целью увеличения количества покупательской аудитории можно выводить на рынки других регионов или за рубеж, увеличивать количество филиалов.
Все это расширит число потребителей, а значит, создаст высокий спрос.
Покупательная способность потребителя
При формировании спроса приходится внимательно относиться к платежеспособности населения. В периоды экономических кризисов, войн и т.п. людям нечем заплатить за товары. В результате покупаются только самые необходимые предметы, покупательский спрос падает.
Когда уровень доходов населения возрастает, повышается и заинтересованность потребителей в покупках. Однако предпринимателю стоит учитывать изменение структуры спроса: менее качественные или б/у товары станут менее покупаемыми, нужда в их покупке отпадет, тогда как продукция получше будет более востребована.
Информация о товаре
Во многом заинтересованность в покупках зависит от рекламных блоков, обзоров, листовок и другой информации, где можно указать преимущества изделий.
Под влиянием стимулирующих акций, презентаций, интернет-маркетинга и других инструментов продвижения компания увеличивает спрос на свою продукцию.
Ожидания потребителя
Этот фактор спрогнозировать трудно. Ожидания потребителей базируются на предположениях о возможном снижении или повышении цен. Так, если все свидетельствует о ближайших трудностях – покупатели спешат запастись товарами первой необходимости. А при резком скачке валютного курса потребители стремятся купить бытовую технику и автомобили, чтобы успеть до подорожания.
Когда предполагается снижение цен, спрос уменьшается. Люди предпочитают подождать до этого момента.
Уровень технологии товара
Развитие технологии повышает производительность, а значит, и возможность увеличить количество товаров, предлагаемых к продаже.
Согласно главному закону экономики, это позволяет снизить цену продукции.
Сезонность товаров
Многие покупки клиенты делают во время сезона, подходящего для использования вещи, несмотря на большие скидки, предоставляемые в другое время года. Но это дает возможность прогнозировать спрос на эту продукцию.
Цены на взаимосвязанные товары
Если в комплект продукции входят дополнительные элементы, без которых не обойтись, это повышает ее востребованность. Например, спрос на очки в комплекте с футляром или мобильный телефон с флеш-картой памяти будет выше, чем на эти же товары без дополнений.
Какие факторы влияют на предложение
Предложение производителей тоже развивается по рыночным законам. Как и на спрос, на него воздействуют не только ценовые факторы, но и особенности производителя, стоимость и доступность ресурсов и мн. др.
Наличие заменяющих товаров
Производители ориентируются на выпуск тех товаров, которые для них наиболее выгодны. Если, вкладывая те же средства, можно перейти на изготовление более многообещающего продукта, предложение изменится.
Доступность ресурсов и их объем
Кроме желания производить побольше, нужны и возможности его реализовать, а это не всегда доступно. Например, продавец рыбы исчерпал все возможности водоема или владелец земельного участка уже застроил всю имеющуюся территорию.
Выход на новые ресурсы требует дополнительных капиталовложений.
Размеры рынка
Следующим важным неценовым фактором предложения является количество предприятий, выпускающих (продающих) аналогичную продукцию. Чем больше игроков на рынке, тем меньше загруженность отдельного производителя (продавца), поскольку покупательский спрос разделен между ними.
Уплата налогов
При формировании цены на изделие производитель учитывает величину уплачиваемых налогов. Их закладывают в стоимость товара, чтобы не ограничивать собственную прибыль. В результате чем больше налоги, тем выше цена. Самыми чувствительными к этому фактору являются отрасли с большим налогообложением: алкогольная, табачная, по производству пушнины.