Описание существующих школ менеджмента и используемых в них подходов

Школы менеджмента Менеджмент

Концепция управления существует несколько тысячелетий, однако признана в качестве научной дисциплины лишь в начале XX в. Толчком к ее развитию послужила промышленная революция, результатом которой стало укрупнение предприятий, усиление конкуренции на рынках Северной Америки и Европы.

Примерно за 100 лет стремительной эволюции управленческой мысли сформировалось несколько школ менеджмента, каждая из которых имеет преимущества и недостатки.

Школы
Существует несколько школ менеджмента, каждая со своими плюсами и минусами.

Что такое школы менеджмента

Концепции менеджмента – это разные подходы к управлению, разрабатываемые с целью эффективной организации бизнес-процессов, повышения производительности и прибыльности. Создаваемые методы или модели помогают решать задачи, которые являются ключевым понятием школы науки управления.

Какая из школ определила менеджмент как профессию

Менеджмент как профессию определила школа административного управления, идеи которой начали складываться в 1920-е гг. Если после промышленной революции XVIII-XIX вв. появилась потребность в поиске методов повышения производительности отдельных работников или коллективов, то к началу XX в. бизнесмены начали исследовать общие законы управления организацией.

К проектированию, реализации административных методов постепенно начали привлекать отдельных людей.

В их задачу входил анализ, совершенствование управленческой структуры предприятия, координация процессов между подразделениями и работниками.

Основные школы менеджмента: представители, основоположники и используемые подходы

Школы управления в менеджменте формировались в разные исторические периоды, но остаются востребованными в современной практике управления. Всего выделяют 6 концепций, каждая из которых имеет преимущества и недостатки.

Классическая

Классическая теория управления возникла в период промышленной революции, когда стали появляться новые проблемы фабричной системы. Менеджеры не знали, как обучать сотрудников, поскольку многие из них были иммигрантами, не говорящими по-английски.

Также сложно было справляться с растущим недовольством работников в отношении организации труда, поэтому руководители предприятий начали искать способы решения возникших проблем.

В результате классическая теория управления развилась из попыток найти «единственный лучший способ» выполнения задач, управления ими.

Эта школа мысли состоит из двух направлений:

  • классической научной, проектирующей методы повышения производительности путем реорганизации рабочих процессов, обучения рабочих навыкам;
  • классической административной, сосредоточенной на развитии базовых управленческих принципов предприятия.

Научного управления

Школа сформировалась в результате работы нескольких крупных исследователей, в т. ч. таких представителей течения, как американский инженер Ф. Тейлор и его соратник Г. Гантт, супруги Гилбрет.

Концепция научного управления включает:

  • разработку новых стандартных методов выполнения каждого процесса;
  • отбор, обучение, развитие работников, вместо того чтобы позволить им самостоятельно ставить задачи, приобретать знания или навыки;
  • укрепление духа сотрудничества между работниками и руководством для того, чтобы работа выполнялась в соответствии с разработанными планами;
  • разделение функций между рядовыми сотрудниками и руководителями почти в равных долях, при этом каждая группа берет на себя ту работу, с которой она лучше справляется.
Ф. Тейлор
Представители школы научного управления.

Человеческих отношений

Основателем школы человеческих отношений стал американский психолог Д. Мэйо. Ученый считал, что рабочие не только озабочены деньгами, но и могут быть лучше мотивированы благодаря удовлетворению своих социальных потребностей во время работы (что ранее Ф. Тейлор проигнорировал).

Д. Мэйо сосредоточился на том, чтобы менеджеры проявляли больший интерес к рабочим, относились к ним с уважением и пониманием. Они должны были считаться с видением и пожеланиями подчиненных.

По мнению психолога, работников лучше всего мотивируют:

  • позитивные коммуникации между менеджерами и рабочими;
  • более активное участие менеджеров в трудовой жизни сотрудников;
  • работа в командах.

Теория Д. Мэйо наиболее точно соответствует патерналистскому стилю управления.

Д. Мэйо
Д. Мэйо – гуру менеджмента.

Количественных методов

Количественная школа управления сформировалась в результате исследований, проведенных во время Второй мировой войны. Концепция предполагает использование количественных методов, таких как статистика, информационные модели, компьютерное моделирование, для улучшения процесса принятия решений.

Основные характеристики школы количественных методов:

  • менеджеры могут использовать компьютерные модели, чтобы выяснить, как лучше всего что-то сделать, экономя деньги и время;
  • математическое прогнозирование помогает строить предположения, полезные при планировании;
  • моделирование помогает контролировать запасы, математически определяя, как и когда заказывать продукт;
  • теория очередей помогает распределять обслуживающий персонал или рабочие места, чтобы свести к минимуму ожидание клиентов и стоимость обслуживания.

Поведенческих наук

Если описать кратко, то поведенческий научный подход к управлению сосредоточен на психологических и социологических процессах (отношение, мотивация, групповая динамика), которые влияют на производительность сотрудников.

В то время как классическая школа фокусируется на работе, выполняемой сотрудниками, научная концепция управления сосредоточена на самих сотрудниках.

Поведенческий научный метод управления является ответом на рассмотрение поведения и мотивации сотрудников.

Это привело к изменениям в управлении – от фокуса на производстве (классическая теория лидерства) к стилю руководства, ориентированному на человеческие потребности сотрудников, удовлетворение от работы, надлежащие условия труда.

Эмпирическая

Писатель и эксперт в области управления Э. Дейл считается основоположником эмпирической школы мысли. Его идеи поддерживали исследователи из Гарвардской школы бизнеса и ассоциации в разных странах. Их идеи основаны на мнении о том, что менеджмент – это изучение прошлого опыта управленцев.

Авторы концепции сформулировали следующие постулаты:

  • менеджмент есть изучение практического опыта;
  • опыт может быть использован путем передачи его практикам и студентам и применен для обобщения управленческой деятельности;
  • успехи и неудачи в процессе принятия решений могут дать управленцу плодотворное руководство в аналогичной ситуации, которая возникнет в будущем, т. е. тематические исследования окажутся полезными при освоении профессии менеджера;
  • любое теоретическое исследование должно основываться на практическом опыте.

Таким образом, эмпирические школы мысли в большой степени зависят от прецедентов, связанных с управленческими ситуациями, с которыми сталкивались менеджеры, и от их собственного опыта на том основании, что исследования и мысли, развившиеся в ходе обучения, помогут в быстрой проверке принципов.

Этот метод акцентирован на тематических исследованиях управления, он также известен как «подход на тематических исследованиях».

Анализируя случаи, можно сделать обобщения и применить их в качестве полезных ориентиров для будущих размышлений или действий.

Ориентация этого метода на прошлое рассматривается как его главный недостаток. Критики считают, что менеджер должен работать в динамичных условиях и что история не повторяется. Возможен сильный контраст между ситуациями прошлого и настоящего.

Какую роль играла выбранная школа

Каждый раз, когда формировалась новая концепция управления, ее приверженцы думали, что нашли лучший подход к достижению целей организации. Однако анализ истории показал, что во всех случаях разработанные методы решали лишь часть задач и подходили только к некоторым ситуациям.

Но в каждом случае они помогали:

  • совершенствовать общую теорию управления;
  • глубже понимать и лучше управлять процессами внутри организации;
  • внедрять инновации и получать конкурентное преимущество.

Какой из подходов имеет большую ценность в эффективном менеджменте на данный момент

Базовые концепции менеджмента сформировались вследствие изучения практики управления и сегодня рассматриваются как взаимодополняющие идеи. Все они используются в той степени, которой требует ситуация. Ценность имеют и старые, и новые методы управления.

Несмотря на то что меняются экономические воззрения и глобальная парадигма управления, по-прежнему важны рациональные методы научного подхода, законы поведенческих наук, статистика и пр.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
SPRINTinvest.RU
Добавить комментарий

Adblock
detector