Непредвзятый взгляд со стороны на деятельность бухгалтерских служб частных предприятий и коммерческих организаций бывает полезен, когда в голову приходят мысли самостоятельно организовать бухгалтерский учет на собственной фирме или компании… Отрезвление приходит быстро, как только начинается подсчет планируемых затрат.
Бухгалтера надо любить. Ему подойдет помещение с кондиционером и отоплением, многочисленными розетками и хорошим освещением. Для хранения архива понадобится помещение со стеллажами и огнетушителем, железной дверью.
Сюда же присовокупить: железные сейфы для хранения служебных документов, загрифованной переписки, печатей и прочей канцелярщины, свойственной профессии бухгалтера. Понятно, что бухгалтеру надо на чем-то сидеть (то бишь нужен стул) и на чем-то писать (стол).
Кассовое помещение оборудуется при соблюдении жесточайших требований нормативных документов к безопасности – та же железная дверь с припаянной сигнализацией, несгораемые сейфы, решетки на каждом окне.
Программное обеспечение бухгалтера
Без чего точно не сможет работать бухгалтер, так это без компьютера, встроенного в сети и оснащенного современными программными комплексами наподобие «1С: Бухгалтерия».
Многим для быстрой проверки мелких расчетных операций потребуется еще и калькулятор…
Программное обеспечение – тема отдельного разговора. Упомянутая программа 1С в разных версиях способна автоматизировать бухгалтерский труд, примерно как лопата автоматизирует кочегара.
Если предприятие имеет многоуровневую структуру и не поддающуюся исчислению штатную численность сотрудников, нужно не поскупиться и создать собственную программу автоматизации управленческих процессов.
Для этого пригласить толковых разработчиков, месяцев 5-6 ломать с ними голову днем и пить водку ночью и, в конце концов, разработать продукт, с помощью которого будут решаться практически все задачи – от получения бригадиром вспомогательных средств на смену до инвестиционного планирования.
Эффект от такого программного продукта поразительный и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе.
Организация бухгалтерского учета
Предприятия с советским прошлым имеют сбалансированную штатную структуру. Если предприятие новое, потребуется определить центры материальной ответственности, позаключать соответствующие договоры.
И затем – всеобщая полная инвентаризация, по итогам которой и начинается работа бухгалтерии. Издаются приказы об организации бухгалтерского учета, об учетной политике, об утверждении форм первичных документов и документов внутренней отчетности.
В должностных инструкциях работников цехов и отделов прописываются обязанности о сдаче в бухгалтерию информации, а сроки такой сдачи оформляются отдельным приказом.
Кадровый вопрос – главный. Подбор толковых, честных, нравственно неиспорченных, физически здоровых, трудолюбивых, энергичных, эрудированных, культурных, преданных делу и предприятию бухгалтеров – это процесс, который не прекращается ни на минуту.
От состава бухгалтерии сильно зависит не только благополучие, но и климат в трудовом коллективе предприятия, ведь бухгалтеры общаются со всеми. Если придет проверка, а глухая бабушка-бухгалтер обложит по матери молодого инспектора, то хорошего будет мало…
Если удастся сформировать бухгалтерию из подходящих людей быстро – это можно считать серьезной удачей. Но какие бы звезды ни работали в бухгалтерии, им все равно нужны должностные инструкции с разделением функций.
Снабжение бухгалтерии – дело затратное. Бухгалтерам нужны периодические издания, актуальные базы действующих нормативных актов. Платные и бесплатные семинары, курсы повышения квалификации, особенно в моменты серьезных изменений в законодательстве (сейчас вся жизнь — такой момент).
Краска (порошок) для принтеров, бумага, бланки, карандаши и ручки уходят в таком количестве, как будто бухгалтеры их едят. Но это не так – у бухгалтеров действительно много работы.
На этом стоит остановиться. Организация бухгалтерского учета требует вдумчивого подхода и взвешенных управленческих решений, благодаря чему можно снизить сопутствующие издержки.