Отрицательный эффект масштаба: понятие и факторы

Отрицательный эффект масштаба: понятие и факторы Производственные функции

Отрицательный эффект масштаба – это недостатки, возникающие в результате крупномасштабного производства или крупномасштабного предоставления услуг одной фирмой.

Отрицательный эффект является результатом таких факторов, как трудности координации, дублирование рабочих мест и так далее.

Когда небольшая фирма расширяет масштабы своего производства, она первоначально получает преимущества в издержках (называемые эффектом масштаба) в виде снижения средних затрат на единицу произведенных товаров или услуг.

При определенном оптимальном размере фирмы преимущества в издержках максимизируются, но за пределами этой точки экономика сменяется отрицательным эффектом масштаба, и средняя стоимость производства начинает расти.

Таким образом, отрицательный эффект масштаба отражается в поднятой части долгосрочной кривой средних затрат фирмы, как показано ниже:

Отрицательный эффект масштаба: понятие и факторы

Факторы

Ниже представлены отдельные факторы, которые могут отвечать за отрицательный эффект масштаба.

#1. Проблема координации

Крупные предприятия трудно организовать и вести без проблем. Руководству трудно направлять и координировать усилия отдельных лиц и групп. В этой ситуации цель усилий отдельных лиц и групп может не совпадать с целями организации в целом.

Крупные фирмы также медленно реагируют на рыночные условия по сравнению с более мелкими фирмами, которые, как правило, более гибки.

#2. Дублирование усилий

По мере того как фирмы увеличиваются в размерах, возникает все большая потребность в менеджменте среднего звена, задача которого заключается в обеспечении связи между высшим руководством и рабочими группами.

Другими словами, существует дублирование управления. Также возможно дублирование работы сотрудников отдела обслуживания. Дублирование увеличивает среднюю стоимость единицы продукции.

#3. Дублирование продуктов

Крупная фирма может оказаться в таком положении, когда ее собственные продукты являются услугами-заменителями и конкурируют друг с другом. Это увеличивает затраты по сравнению с доходами.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
SPRINTinvest.RU
Добавить комментарий

Adblock
detector