Отрицательный эффект масштаба – это недостатки, возникающие в результате крупномасштабного производства или крупномасштабного предоставления услуг одной фирмой.
Отрицательный эффект является результатом таких факторов, как трудности координации, дублирование рабочих мест и так далее.
Когда небольшая фирма расширяет масштабы своего производства, она первоначально получает преимущества в издержках (называемые эффектом масштаба) в виде снижения средних затрат на единицу произведенных товаров или услуг.
При определенном оптимальном размере фирмы преимущества в издержках максимизируются, но за пределами этой точки экономика сменяется отрицательным эффектом масштаба, и средняя стоимость производства начинает расти.
Таким образом, отрицательный эффект масштаба отражается в поднятой части долгосрочной кривой средних затрат фирмы, как показано ниже:
Факторы
Ниже представлены отдельные факторы, которые могут отвечать за отрицательный эффект масштаба.
#1. Проблема координации
Крупные предприятия трудно организовать и вести без проблем. Руководству трудно направлять и координировать усилия отдельных лиц и групп. В этой ситуации цель усилий отдельных лиц и групп может не совпадать с целями организации в целом.
Крупные фирмы также медленно реагируют на рыночные условия по сравнению с более мелкими фирмами, которые, как правило, более гибки.
#2. Дублирование усилий
По мере того как фирмы увеличиваются в размерах, возникает все большая потребность в менеджменте среднего звена, задача которого заключается в обеспечении связи между высшим руководством и рабочими группами.
Другими словами, существует дублирование управления. Также возможно дублирование работы сотрудников отдела обслуживания. Дублирование увеличивает среднюю стоимость единицы продукции.
#3. Дублирование продуктов
Крупная фирма может оказаться в таком положении, когда ее собственные продукты являются услугами-заменителями и конкурируют друг с другом. Это увеличивает затраты по сравнению с доходами.